Бен Ладен – наследник ассасинов

3830

С тех пор, как рухнули Нью-Йоркские “близнецы” в сентябре 2001 года, слово “терроризм” приобрело еще более зловещее звучание… Пожалуй, именно с тех пор человечество всерьез задумалось о формах и методах борьбы с этим всепланетарным злом, не признающим никаких границ. Но, как известно, все новое – это хорошо забытое старое. И эпоха зарождения терроризма уходит корнями в далекое прошлое. В древности считалось, что терроризм представляет собой один из методов борьбы слабого с сильным. Метод “убивающего из засады”. И, наверное, этот метод существовал всегда. А по высокой степени организованности и размаху терроризма вряд ли какой-нибудь регион мира может конкурировать с Ближним Востоком.

Писатель Тамаз Натрошвили приводит в качестве примера эпизод тысячелетней давности.

Ранним утром в лагере монгольского воинства, которое шло походом на Северо-Западный Иран, поднялся большой переполох: выяснилось, что ночью неизвестным убийцей был зарезан военачальник Чагатай. Убийца, не замеченный охраной, пробрался в палатку Чагатая и также незаметно исчез из нее.

В монгольском войске находились и отряды грузин, насильно угнанных на войну. Грузины уже не раз высказывали свое неудовольствие затянувшимся походом, и первые подозрения, естественно, пали на них. Разъяренные монголы, обнажив оружие, с криками бросились к палаткам грузин. Назревала крупная стычка. Но неожиданно из зарослей камыша выскочил неизвестный воин с окровавленным мечом, кричащий по-персидски: “Я убил Чагатая!”. Воина обезоружили. А на вопрос, почему он совершил убийство, тот ответил: “Я – мулид”.

В те времена на Востоке и даже в Европе были хорошо известны секты мулидов, убивающих из засады. По-арабски слово “мулид” означает вероотступник, еретик. В Европе мулиды были больше известны под именем ассасинов. По одной из версий, это слово произошло от искаженной формы арабского “хашишин”, то есть курильщик гашиша.

Орден мулидов-ассасинов был основан в конце XI века в Иране сектой исмаилитов, которая возникла еще раньше – в VIII веке и противостояла ортодоксальному исламу. Орден ассасинов возглавили иранские феодалы, потерявшие свои владения после вторжения в Иран тюрков-сельджуков и мечтавшие вернуть былое могущество и влияние. Интересно, что в орден принимались также бедные крестьяне и городские низы.

Орден ассасинов основал Хасан ибн Саббах, представитель знатного дворянского рода. Говоря современным языком, исмаилитскую подготовку ибн Саббах прошел в одном из египетских халифатов – центре пропаганды исмаилизма. Он достаточно долгое время путешествовал по Ирану, активно пропагандируя свое учение, искал место, где можно было бы обосноваться. В конечном счете, его выбор пал на Аламутскую крепость – воздвигнутую среди неприступных скал горного массива Эльбурс. Интересно, что этот массив находится относительно недалеко от афганских гор, где долгое время скрывался и самый известный террорист современности Усама бен Ладен.

Аламутская крепость считалась неприступной, но ассасины смогли завладеть ею, не прибегая к осаде и военным действиям. Хасан ибн Саббах склонил к своему учению весь гарнизон крепости во главе с начальником. Это произошло в 1090 году. Но и затем ассасинам не раз удавалось овладевать подобным образом все новым крепостями, которые они затем превращали в свои опорные базы и расширяли свое могущество. В начале XII века ассасины укрепились и в горах Сирии.

Сам Хасан ибн Саббах, которого называли “горным старцем”, жил уединенно, проводил время в молитвах, много читал, лично составлял хитроумные планы мести врагам. Тридцать пять лет он не покидал ставшую действительно неприступной Аламутскую крепость, а его имя наводило ужас на весь Ближний Восток.

Вел он аскетичный образ жизни и требовал аскетичности и полного воздержания и от своих сторонников и членов ордена. Известно, что из Аламута изгнали даже флейтиста, а спиртные напитки были вообще запрещены. Глава ордена казнил собственного сына за нарушения запрета на вино. Другого сына казнили по его велению по обвинению в убийстве соратника. Когда же стало известно, что сын не причастен к убийству, смерть постигла и клеветника. Кстати, своим преемником Саббах назначил не родственника, а ближайшего соратника.

Несколько лет тому назад в западной прессе промелькнуло сообщение о том, что некий человек, видевший и общавшийся с бен Ладеном, не верит в то, что этот внешне слабый, неприметный мужчина мог, живя почти все время в горах Афганистана, организовать чудовищный теракт 11 сентября. Что сказать? Ибн Саббах тоже был внешне неприметным… История повторяется?

На Востоке слагались легенды о покорности ассасинов своим предводителям. Еще венецианский историк Марино Сануто писал: “В 1194 году во время перемирия в гости к повелителю сирийских ассасинов прибыл граф Шампани Анри, повелитель Иерусалима. Как-то, прогуливаясь, они заметили на высокой башне юношей в белых одеждах. Повелитель ассасинов спросил графа-крестоносца, найдутся среди его подданых до такой же степени покорные и верные ему, и, не дожидаясь ответа, сделал какой-то знак двум юношам на башне. Те в тот же миг бросились вниз и, конечно, не остались в живых”…

Ассасины практически не вели широкомасштабных боевых действий. Главным их оружием был террор. Он и считали террор более гуманным и действенным способом борьбы, чем война, так как при терроре погибает меньше людей. Ассасины наносили “точечные удары” по конкретным лицам, не подвергая опасности невинных людей. Сегодня террористы применяют абсолютно противоположную тактику, направленную в первую очередь именно против ни в чем не повинных людей.

Основная часть секты занималась охраной и жизнеобеспечением многочисленных замков и крепостей, обрабатывала поля и выращивала скот. Основной боевой составляющей были фидаины. По-арабски слово фидаи означает “жертвующий жизнью”, то же самое, что у японцев означает слово камикадзе. Фидаины подвергались мощной психологической и религиозной обработке, становились полностью подконтрольными своему повелителю. Но фидаины не посвящались в религиозную суть исмаилизма. Они проходили длительные специальные тренировки, у них воспитывали выносливость, учили менять облик и уходить от слежки, в совершенстве владеть практически любым оружием.

Некоторые группы фидаинов обучались европейским языкам. Интересный пример: фидаины, посланные убить маркиза Конрада Монферратского, в совершенстве владели языком франков, прекрасно знали их обычаи и порядки. Все шесть месяцев, пока они жили в лагере крестоносцев, выжидая удобного случая, их принимали за христианских монахов и ни у кого они не вызвали ни малейшего подозрения. Доверял им и сам Конрад Монферратский, за что и поплатился, когда два знакомых ему молодых «монаха» 29 апреля 1192 года напали на него на улице Тира. Охрана маркиза тут же убила одного из нападавших, а другой сумел скрыться в церкви. Когда туда внесли раненного маркиза, фидаин выскочил из укрытия и нанес смертельный удар…

А вот как был убит правитель Гянджи (современная территория Азербайджана) Орхан, который осмелился разграбить одно из владений ассасинов. Три переодетых фидаина подошли к Орхану на улице, размахивая листком с жалобой на некого сановника и громко крича: “Требуем справедливости!” Орхан даже не успел спросить, на кого они жалуются, как получил несколько смертельных ударов ножом. Фидаины, размахивая окровавленными ножами, понеслись по улицам Гянджи, громко прославляя своего повелителя, пока не были забиты стрелами и камнями.

Фидаины всегда старались совершить убийство эффектно, даже несколько театрализуя действо. Очень часто они нападали на жертву при большом скоплении народа и убивали ее у всех на виду. На мусульманского эмира они нападали в мечети во время многолюдной пятничной молитвы, на христианского герцога в церкви во время воскресной службы. Нанеся смертельный удар, фидаин старался покончить с собой, уверенный, что его ждет рай. Кстати, именно поэтому многие историки связывают такое поведение с употреблением наркотиков.

Исследователи до сих пор не могут придти к окончательному ответу – какую роль играли наркотики в жизни ассасинов. Итальянский путешественник Марко Поло считал, что постоянное употребление гашиша не могло сделать человека выносливым, смелым, волевым, каким, вне сомнения, являлись фидаины. Он полагал, что гашиш филаины употребляли непосредственно перед выполнением задания и всего один раз в жизни, чтобы им пригрезился райский сад. В пользу этой версии говорит и тот факт, что даже в плену и во время пыток фидаины сохраняли целеустремленность. Известен случай, когда фидаин во время пыток оклеветал нескольких эмиров и сановников перед сельджукским султаном. Он смог убедить того, что все они являются членами ордена ассасинов. Оклеветанные фидаином, погибли правитель Самарканда, сын сельджукского правителя Кермана, другие влиятельные враги ассасинов.

Ассасины активно создавали в стане врагов разветвленную сеть тайных приверженцев и осведомителей. Персидский историк Равенди рассказывает о таком случае. В начале XII века ассасины захватили крепость неподалеку от Исфахана. Сельджуки осадили ее. Вскоре у ассасинов закончилось продовольствие и их предводитель Ибн Атташ обратился за помощью к тайному приверженцу ордена – визирю султана Мухаммеда. Визирь решил убить Мухаммеда, но заговор был раскрыт, участников после жестоких пыток казнили. Ибн Атташ был вынужден сдаться. Его тоже казнили, содрав с живого кожу. Однако спустя некоторые время ассасины уничтожили всех виновных в смерти Ибн Атташа.

Могущество ассасинов длилось более полутора века. Своими главными врагами они считали сельджуков, но их следы обнаруживали и в Европе, в том числе, в Париже и Марселе. Дважды ассасины покушались на жизнь султана Египта Салладина.

Прославленный в боях султан, курд по происхождению, опасаясь ассасинов, перемещался в передвижной деревянной башне и постоянно носил под одеждой кольчугу. Среди жертв ассасинов были багдадские и каирские халифы, визири и эмиры сельджукской державы, правитель иранских и сирийских городов. Нож фидаина не делал различия между христианином и мусульманином, но всегда его жертвой становились исключительно высокопоставленные лица.

В 1250 году монголы захватили и полностью разрушили Аламутскую крепость. Взяв крепость, предводитель монголов Хулагу-хан поднялся осмотреть ее. По словам персидского историка Рашида ад-дина, тот “от величия той горы прикусил себе палец от удивления”. Монголы перебили всех ассасинов. Немногочисленные секты исмаилитов и поныне существуют в некоторых восточных странах, но сам орден канул в Лету.

Хотя, кто знает? Может быть, ужасный Усама бен Ладен если не потомок, то наследник “горного старца” ибн Саббаха.

Справка:

АССАСИНЫ, члены мусульманской секты исмаилитов 11-13 вв., отличавшиеся крайним фанатизмом. Совершали политические убийства под воздействием гашиша. Главная база находилась в горной крепости Аламут, глава ордена именовался “старцем с гор”. К 1256 иранские крепости ордена были разрушены монголами под предводительством Хулагу-хана. В 1273 укрепления в Сирии были уничтожены мамлюкским правителем Бейбарсом. Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

Майя Небиеридзе, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ