Иностранец на родине

2284

Многие не рассказывают о том, как депортируют нелегальных мигрантов из Европы, не рассказывают, с какими трудностями им приходилось туда добираться, почему, в каких условиях и как они там живут, потом добровольно или принудительно возвращаются и начинают новую жизнь на родине.

61-летняя Гаянэ Сариберкян (имя изменено по ее просьбе) согласилась поделиться своей историей. Почему и как она с мужем уехали в Германию, как долго они там пробыли и при каких обстоятельствах были депортированы, какие проблемы сейчас возникли на родине…

«5 лет назад у моего мужа обнаружили опухоль в мозгу, за операцию в Армении потребовали достаточно большие деньги (4000 евро), и мы решили поехать в Германию. Во-первых, потому что там специалисты более профессиональные, к тому же, помимо операции нужна была реабилитация, на которую тоже необходимы большие расходы.

Денег у нас не было, поэтому нам пришлось продать наш дом в Ереване. На эти деньги мы купили билеты на самолет и вылетели в Германию. Там мы подали заявление о предоставлении статуса беженца, нас перевели в лагерь, а потом в общежитие. Мужа проверили, но никакого медицинского вмешательства сразу не сделали. Постепенно головные боли у мужа усиливались, и однажды утром ему стало очень плохо. Его тут же доставили в больницу и прооперировали. Оказалось, что опухоль не злокачественная, тогда как в Армении врачи диагностировали злокачественную опухоль․

После операции у мужа развилась эпилепсия. Мы пробыли в Германии 4 года, и все это время он то болел, то ему становилось лучше», — рассказывает Гаянэ.

«Мы обратились в службу по делам беженцев с просьбой добровольно вернуться, но позже изменили свое решение. Поскольку лечение моего мужа еще не было завершено, мы решили переехать во Францию. Там мы заразились коронавирусом, и мужу с трудом спасли жизнь… Не прошло и года, как мы вернулись в Германию и снова подали заявление о предоставлении статуса беженца. Но нам отказали…», – говорит Гаянэ.

На рассвете нас депортировали…

«Они депортировали нас без предупреждения. На рассвете пришли инспекторы, организующие депортацию беженцев и отвезли нас в аэропорт. Я даже не смогла позвонить своим друзьям в Германии или в Армению, сказать им, что мы приезжаем.

Нас было 13 человек на весь самолет, армянских семей, проживших в Германии 5-6 лет, как и мы. Кто-то приехал с годовалым ребенком, двое других детей родились в Германии, был мужчина, жена осталась, а его отправляли обратно.

Когда мы прилетели в Армению, мы не знали, куда идти. У нас не было дома, поэтому мы решили пожить у друзей некоторое время, пока с трудом не нашли жилье. Цены на аренду квартир сильно выросли, и человеку без работы очень сложно начать жизнь заново», — говорит Гаянэ.

Женщина рассказала о трудностях жизни после возвращения на родину: «Время стирает дружбу, мы стали будто чужими здесь. Мой сын живет в России, моя дочь – в деревне, теперь мы одни, пока они не приедут и не попытаются решить наши проблемы.

В Армении много бюрократических проблем, с которыми я столкнулась. Ничего не изменилось. Если я приехала сюда, соответственно, у меня нет работы и денег, как я могу оплачивать медицинский уход за своим мужем? В Германии мы собрали и перевели все документы, связанные с его болезнью, а в Армении на эти документы не обращают внимания, мы повторно обследуем моего мужа, и платим за то, чтобы ему дали статус инвалидности, и мы смогли получать для него бесплатные лекарства.

Если у тебя нет статуса инвалидности, лекарств не дают, а если покупать их, то только таблетки от эпилепсии стоят 65․000 драм (150 евро), плюс необходимы и другие лекарства. Мой муж пенсионер, я не работаю, откуда взять деньги на лекарства, платить за квартиру, жить…».

Упущенные возможности 

«Я очень благодарна Германии, они спасли жизнь моему мужу, мы получили столько бесплатных обследований, операций и ухода, как я могу не быть благодарной. У нас были деньги, был дом, еда. Но человеку, не привыкшему сидеть без дела трудно, нам тяжело было не работать. Но как мы ни старались найти хотя бы «черную» работу, мы не смогли найти ее», – говорит Гаянэ.

Женщина продолжает свой рассказ, сравнивая свою жизнь в Германии с буднями в Армении.

«Если ты знаешь язык, у тебя не будет проблем, если нет, то даже пойти к врачу – проблема, нужно, чтобы кто-то перевел – какие у тебя жалобы, как проходит лечение и т.д.

Есть люди, которые говорят, что в Германии легко жить, но легко только тогда, когда ты имеешь право на работу, да, там высокие зарплаты. Но чтобы получить это право, предстоит пройти долгий путь, много лет и усилий, законных оснований остаться. У нас не было этих прав, и каждую минуту мы жили в страхе перед депортацией.

Сейчас правительство Армении помогает депортированным, дает 60.000 драм (140 евро) на аренду квартиры на 6 месяцев, есть программа реинтеграции и поддержки депортированным.

Если представить план создания малого бизнеса, то выделяют около 2000 евро. Мы уже представили такой план и если его одобрят, то по крайней мере будет работа, и мы постепенно начнем решать свои проблемы.

А если бы мы вернулись по своей воле, то тогда все было бы иначе, привилегий было бы больше.

В Германии есть организации, которые помогают желающим вернуться на родину по собственному желанию, вы можете связаться с ними и воспользоваться различными программами поддержки. Например, один наш знакомый уехал в Германию на такое же лечение, как и мы, и вернулся в Армению по собственному желанию. Ему дали 2000 евро на страховку, лекарства на год, деньги на аренду квартиры, около 5000 евро на открытие собственного дела. Мы тоже хотели подать заявку, но так как лечение еще не было завершено, решили ехать во Францию. Это было неверным шагом с нашей стороны», — говорит Гаянэ.

Тем не менее, несмотря на все трудности, семья надеется на будущее: «Нам нужно все начинать заново, а в таком возрасте это очень сложно. Сложнее всего с поиском работы, особенно в моем возрасте. Но если мы решим этот вопрос, остальное приложится, только если Бог даст здоровья…».

Анаит Арутюнян

Фото А. Арутюнян

Рисунок Ани Хачатрян