Цира Месхишвили: репатриация месхетинцев – серьезный вызов властям и обществу Грузии

1465

1352118028_cira_meskhishviliВ Ахалцихе (Южная Грузия) состоялись Гражданские слушания на тему – «Репатриация депортированнонного в 1940-х годах месхетинского населения – плюсы и недостатки процесса». Мероприятие прошло в рамках программы «Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран» при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED). Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия). Руководитель НПО «Толеранти» Цира Месхишвили вступиила с докладом, в котором рассмотрела негативные стороны процесса репатриации. Предлагаем ее выступление полностью :

Сегодня в разных уголках мира проживают 300-350 тысяч депортированных месхетинцев и их потомков. В 2007 году Грузия, исходя из обязательств, взятых перед Евросоюзом, приняла Закон о репатриации вынужденно переселенных лиц из Грузии в 40-х годах ХХ века. Правовыми механизмами этого Закона месхетинцы могут принять вначале статус репатрианта, а затем и получить гражданство Грузии. Месхетинцам, разсеянным в разных уголках мира и их потомкам был выделен один год, в течение которого они должны обратиться с заявлением в адрес грузинского государства. Затем срок был продлен еще на один год, который истек 1 января 2010 года. Целью этого закона было восстановление исторической справедливости.

Так как грузинское государство не является правопреемником Советского Союза, им не было взято обязательство финансовой компенсации. В настоящее время внесено 5841 заявлений (в общей сложности, на 8900 лиц). Сформировались правовые рамки, посредством которых месхетинцы смогут вернуться на историческую родину, интегрироваться с местным обществом и принять гражданство Грузии. На сегодняшний день статус репатрианта получили до 600 человек, которые  позднее получат гражданство Грузии по упрощенным правилам.

Депортация стала настоящей трагедией для месхетинцев. Проживание в изоляции, барьеры, созданные в разных странах в течение десятилетий сформировали в них чувство отчуждения, недоверия, несправедливости, вследствии чего проблема репатриации еще более осложнилась. Исходя из этого ясно, что процесс репатриации сопровождают перечисленные проблемы. Это серьезный вызов как для властей, так и для всего общества. Проблемы, связанные с репатриацией, связаны как с самими репатриантами, так и с обществом и государственными структурами. Негативные стороны, или проблемы можно классифицировать на: исторические – географические и демографические аспекты.

Исторические явления, которые произошли в Месхети, в частности, оккупация Месхети Турцией, жестокий разгул групп Кемалистов в 1928-1919 г.г., изменение религии и национального сознания определенной части месхетинцев, конфронтация мусульман-месхетинцев с местным християнским населением, у которого возникло враждебное отношение к мусульманам месхетинцам.

В результате сложной истории и вековой изоляции, а также мульти-этнического и мульти-религиозного состава населения, Самцхе-Джавахети отличается от других областей Грузии. В исторической памяти сохранились представления об угрозе турецкого нашествия. Такие же представления распространялись советской властью во время второй мировой войны и последующие годы. Коммунистическое правительство внесло территории Самцхе-Джавахети  в зону специального пограничного режима. Исходя из этого, как грузинские так и местные армянские общины относятся с подозрением к репатриации месхетинцев. Большинство депортированных месхетинцев заявляют, что они являются этническими турками, а местное население опасается, что репатриация значительно изменит этнический баланс в регионе и произойдет отуречивание населения.

Принимая во внимание географический аспект, депортированные месхетинцы аппелируют к своему происхождению и заявляют, что они являются месхетинцами и должны возвратиться только туда, откуда их выселили. Они считают, что их родиной является только территория Месхети, но не всей Грузии. С другой стороны, власти, возможно, не поддержат компактные заселения репатриантов в южной части страны из-за реальной угрозы создания напряженности с местным населением.

Определенная часть общества считает, что возвращение месхетинцев повлечет за собой нежелательное изменение существующего демографического баланса. Причинами нзываюттся  – конфессиальные различия, турецкая идентичность и высокий уровень популяции депортированных.

Этническая идентичность и язык

Одна часть месхетинцев причисляет себя к этническим туркам. Среди турко-говорящих месхетинцев выделяются две основные группы: одна из которых объединяет сторонников возвращения на историческую родину, а вторая выражает желание переселиться в Турцию вместо репатриации в Грузию. Есть еще одна группа месхетинцев, в частности, те, кто находится в Грузии и заявляет, что они грузины-мусульмане и разделяют мнение о том, что после репатриации интеграция месхетинцев должна происходить в более обширном грузинском обществе.

В течение последних десятилетий в организациях разных стран проявлялась печальная тенденция: была попытка вынужденно насаждать протурецкую и прогрузинскую ориентацию среди репатриантов, что вызывало между ними противостояние. Необходимо учесть тот факт, что большая часть репатриантов не разговаривают на грузинском языке. Безусловно, большинство из них до депортации владели грузинским языком, однако после почти семидесятилетней высылки большинство из месхетинцев не сохранили язык. Исключение составляют люди пожилого возраста, которые все еще разговаривают по грузински. Незнание языка может вызвать неясность при принятии решения о репатриации, но реальная проблема возникает тогда, когда семья приезжает в Грузию. Незнание языка создает проблемы в повседневной жизни, в особенности, чинит препятствия не только в общественном секторе занятости, но и в образовательном секторе для детей школьного возраста, которые должны смириться с учебой на другом языке. По этой причине, употребляемые ими языки и диалекты (месх-турецкий диалект, русский и другие языки тех стран, где они проживали ранее) для адаптации и интеграции в Гузии непригодны. Соответственно, незнание грузинского языка может сослужить плохую службу в плане изоляции репатриантов, отчуждение от местного общества и, вследствие всего этого, вызвать у некоторых репатриантах разочарование.

Религия

Репатриация месхетинцев является наиболее уязвимым вопросом для всего общества, так как часть грузинского общества считают, что тем самым в Грузии укрепляются исламские традиции. Строительство мечетей и других исламских объектов может вызвать раздражение общественности и создание нежелательных взаимоотношений между общинами месхетинцев и местным населением.

Социальный быт и традиции, культурные взаимосвязи

Исходя из канонов жизни месхетинских общин интеграция может быть затруднена наличием таких традиций как компактные поселения, отсутствие необходимой культовой компетенции и незнание местных традиций. В свою очередь, социльные различия между месхетинцами и другими депортированными народностями могут вызвать дополнительный страх и недоверие у населения Грузии, что в большей мере будет способствовать отчуждению репатриантов.

Возникает дилемма: с одной стороны, удовлетворить желание месхетинцев жить вместе общинами или, с другой стороны, обеспечить их интеграцию в общество. Стоит отметить, что большая часть грузинской общественности предпочитает второй вариант.

Чувство несправедливости

Трагедия массовой депортации, проведенной в 1944 году советской властью, кровавые столкновения в Фергане 1989 года, после чего последовали новые перемещения и блокирование репатриации в течение всего периода их ссылки – все это составляет горькую память депортированного населения. Когда настанет день репатриации, чувство перенесенной жестокости и несправедливости может заставить их отбросить идею возвращения, а чувство недоверия к власти и обществу принимающей страны затормозит их интеграцию.

Тяжелый социальный фон, маргинализация

При попытках осуществления успешной интеграции необходимо предусмотреть такие риск-факторы, как то, что репатриантов коснется проблема бедности, которая охватывает всю Грузию. Более того, экономическая нужда вызовет чувство незащищенности, что в свою очередь приведет к страху и недоверию по отношению к местным общинам. В Грузии до принятия гражданства в случае отсутствия соответствующего статуса, репатрианты не включены в программы социальных программ по оказанию помощи социально незащищенного населения, что также вызывает их недоверие и агрессию.

Финансовые ресурсы

Расходы по репатриции и интеграции месхетинцев лягут тяжелым грузом на плечи грузинского государства, которое едва восстановило силы после экономического кризиса. Все еще отдает эхо гражданского противостояния 1990-х годов. Тяжелые последствия войны 2008 года между Россией и Грузией оказались особенно уязвимыми. Половина населения Грузии живет за чертой бедности. Примерно 250 000 беженцев по прежнему находятся в тяжелых социальных условиях. Соответственно, существует страх, что репатриация станет тяжелым грузом для страны, где и так недостаточно финансовых средств для помощи местному населению.

Власти – возможности и готовность к репатриации

Исходя из малого опыта в области репатриации различных групп как на национальном так и на международном уровне, власти Грузии стоят не только перед финансовой проблемой, но и трудностями, связанными с несоответствующим знанием возможных осложнений при переселении. Конечная цель возможного успешного переселения может осложнится из-за неспособности властей координировать процессы репатриации и интеграции соответствующим образом.

Еще несколько лет тому назад во властных структурах муссировалась идея, что репатриацию необхдимо отложить на неопределенный срок. Несмотря на позитивную риторику, представители власти никогда не проявляли откровенную готовность коренным образом разрешить проблему репатриации. Вместо этого они предпочитают при возможности избежать ее, подождать, пока этот вопрос станет менее острым как для властей так и для общества в целом.

Исходя из обстоятельств настоящего и будущего Грузии, связанных с де факто независимостью Абхазии и Южной Осетии в обществе и у властей широко распространен страх перед сепаратизмом, в то время, как некоторые месхетинские общины поддерживают протурецкую ориентацию. Если к этому еще добавить распространенный миф об опасных намерениях этих общин, вопрос репатриации месхетинцев вызывает определенную встревоженность, в особенности, в регионе Месхети-Джавахети.

Реституция имущественных прав

Так как во время депортации месхетинцев их вынудили оставить все движимое и недвижимое имущество, реституция или же возмещение потерь является достаточно важным вопросом для репатриантов, хотя в законе о репатриации не прописаны соответствующие условия, а реституция имущества для депортированных месхетинцев не является обязательством Грузии перед Евросоюзом. Возвращение земли остается уязвимым вопросом для обеих сторон. Хотя месхетинцы не ставили вопрос о ретитуции, однако власти Грузии занимают стойкую позицию в отношении любой компенсации, что ясно изложено в законе о репатриации.

Влияние периода депортации

Семидесятилетний период жизни месхетинцев за пределами Грузии, естественно, оказал на них серьезное влияние других обществ и стран в плане культурно-политического развития и отношения к репатриации и интеграции в Грузии. Это подтверждается существованием таких организаций месхетинцев, которые время от времени попадают под влияние турецкого и российского государств, т.е., тех двух стран, которые поддерживали различные движения месхетинцев и их ориентацию. Более того, в грузинском обществе существуют определенные опасения, что после репатриации месхетинцы подвергнутся манипуляциям со стороны Турции и Российской Федерации. В случае, если после репатриации такое влияние будет продолжаться, оно может вызвать конфронтацию и даже конфликт с грузинским обществом.

Настроения властей Грузии и месхетинских общин

Хотя по поводу переселения сущетвуют различные мнения, если мы будем судить о репатриации в соответствии с малым количеством заявлений (до 6000 заявлений, что в целом составляет 9000 человек) месхетинцы не выражали большого желания возвратиться в Грузию. Очевидно, главными проблемами месхетинцев, желающих возвратиться в Грузию являются проблемы экономического и психологического характера. Люди заранее знают, что в течение определенного времени у них не будет возможности получать доходы и что процесс адаптации в новом обществе будет продолжаться не один год. Все это вместе взятое может заставить их пересмотреть решение о репатриации.

Одним из самых больших препятствий для возвращения месхетинцев является неимение политической воли у некоторых представителей власти, а также бюрократическая неповоротливость, которая сопутствует осуществлению программы репатриации. Для некоторых членов правящей элиты Грузии репатриация не является вопросом морального обязательства, а также политически выгодным процессом, а является результатом сильного международного воздействия. Исходя из этого, некоторые представители власти думают, что эту обязанность надо выполнить до определенной степени для того, чтобы отвечать требованиям извне путем осуществления формальных и краткосрочных этапов.

 

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ