Тамара Терашвили: влияние кризиса в Украине на регион Южного Кавказа – взляд из Цхинвали

1637

1411392400_osetiaВ столице Армении Ереване состоялись гражданские слушания на тему \”Возможное влияние кризиса в Украине на регион Южного Кавказа\”.

Мероприятие прошло 20 сентября 2014 года в рамках программы COBERM, финансируемой Европейским Союзом под управлением Программы Развития ООН. Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия). В мероприятии приняли участие представители гражданского сектора, журналисты, эксперты из Сухуми, Цхинвали, Тбилиси.

Докладчики: Тея Аршба – журналист (Сухуми); Тамара Терашвили – журналист (Цхинвали); Георгий Канашвили – исполнительный директор \”Центра культурных взаимосвязей – Кавказский дом\” (Тбилиси). В слушаниях также приняли участие: из Цхинвали – Алина Чочиева (юрист), Оксана Тедеева (юрист, НПО “Лидер”), Игорь Чугуев (представитель Министерства культуры); из Сухуми – Роин Агрба (историк, журналист), Изида Чания (главный редактор газеты “Нужная”), Левон Галустян (журналист); из Тбилиси – Гога Чкония (режиссер, замруководителя Службы вещания для нацменьшинств Общественого вещателя Грузии, Тинатин Асатиани (журналист “Маэстро-ТВ”, Ива Бадзагуа  – центр постсоветских исследований. Модератор – редактор интернет-издания Epress.am Юрий Манвелян (Армения).

Представляем доклад Тамары Терашвили полностью:

Как события в Украине влияют на ситуации в Сухуме (отставка президента), Цхинвале и Тбилиси, что мы можем ожидать в будущем?

Война на Украине стала кульминацией кризиса, который назревал годами. Биполярность взглядов внутри Украины между ее западной и восточной частями, создавали видимость баланса, который конечно не мог длиться всегда. Акции протеста, начавшиеся в ноябре 2013 года против приостановления Правительством Украины заключения ассоциации с Европейским Союзом, стали началом открытого противодействия интересов.

Митинги начались за несколько дней до саммита «Восточного партнёрства» в Вильнюсе, запланированного на 28—29 ноября, на котором должно было состояться подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Такое решение правительства Украины идет в разрез с курсом, который взят в стране с 2006 года. Все последующие годы процесс стал раскачиваться и принял определенное направление, итогом которого предполагалось определить курс Украины на запад. Тогда в ЕС была создана инициатива начать готовиться к переговорам по созданию нового формата отношений с Украиной, куда входила также помощь в проведении системных социально-экономических реформ на Украине, широкомасштабной адаптации законодательства Украины к нормам и правилам ЕС. Весной 2007 года начались переговоры, а через год документ получил название «Соглашение об ассоциации». Это стало точкой отсчета. С тех пор появляются новые и новые препятствия на пути процесса подписания Соглашения, ради которого проводили свыше двух десятков раундов переговоров. Процесс подписания тормозился несколько раз по разным причинам, из-за невыполнения Украиной некоторых требований ЕС, в том числе и из-за ареста лидера оппозиции Юлии Тимошенко в августе 2011 году.

Не очень хочется считать Украину очередным яблоком раздора между Западом и Россией, но давление на нее шло в ходе всего процесса подготовки к ратификации. Здесь вспоминается месячный запрет на ввоз в Россию украинской кондитерской продукции «Рошен» весной 2014 года. Первые тревожные сигналы прозвучали летом 2013 года. Тогда Роспотребнадзор дал указания таможенным органам о запрете ввоза продукции «Roshen», одного из крупнейших мировых производителей кондитерских изделий. В марте «Рошен» прекратил экспорт в РФ. В России запрет объяснили выявленными нарушениями по качеству. Однако после проверок на санитарные нормы рядом стран Таможенного союза, никаких нарушений выявлено не было, и в апреле 2014 году запрет был снят. Кстати, корпорация «Рошен» носит название от фамилии своего основателя – Петра Порошенко, настоящего президента Украины, избранного в мае 2014 же года. Насколько известно, примерно половина продукции «Рошен» экспортируется в Россию. Подозревал ли Порошенко о своем назначении тогда, и стал ли краткосрочный запрет сообщением Кремля, что «шоколадный король» может потерять свою корону, остается тайной.

Сегодня уровень информированности позволяет даже простому обывателю рассуждать о конфликтах в контексте интересов двух противостоящих сторон, России и Запада, разделительная черта сфер влияний которых обозначается с каждым днем все четче. Все процессы с 2006 года вокруг экономического выбора Украины между ЕС и Таможенным Союзом, фактически обусловливают сегодняшний кризис в стране войной интересов между  МВФ и Таможенным Союзом, ЕС и Россией.

В постсоветском пространстве среди масс и сегодня преобладает   антизападная атмосфера, которая складывалась еще со времен советской пропаганды, а также политикой самих США, которые часто продвигают демократические ценности очень избирательно, можно сказать точечно. Целью такой избирательной политики является также Кавказ, где в августе 2008 года прошла четкая разделительная полоса между двумя полюсами. Поэтому в Южной Осетии вполне однозначное отношение к Западу.

Более того, многие здесь оценивают политику Путина как победоносную. В век лицемерной информационной войны, все популярнее становится образ решительного и дерзкого лидера. Есть мнение, что сегодняшняя  российская политика выступает в роли актора, что делает ее непредсказуемой и уже не такой беззащитной перед Европой и США. А Путин с его наступательной политикой явно смотрится мужественнее на фоне андрогинных европейских лидеров, «демократичность» которых создает впечатление нерешительности, неспособности эффективно разрешать проблемы.

Именно поэтому, как и прогнозировали эксперты, рейтинг Путина после присоединения Крыма к России достиг вершины. Поднялся также рубль.

Однако во втором полугодии 2014 эйфория начала спадать и стало понятно, что за победу придется платить. А Доллар начал набирать обороты и достиг максимума за все время отношений с рублем всего за несколько месяцев. В российских СМИ чаще говорят об экономической ситуации в стране. Одни пишут о стагнации, другие о рецессии в экономике на фоне оттока иностранного капитала, и росте цен. Возможно, такие последствия не станут сильно ощутимыми для России. В противном случае Южную Осетию, которая экономически зависит от РФ, эти последствия коснуться больше. Самостоятельно пережить такие условные трудности помешает неподготовленность и поствоенная дезориентация в республике. Однако это не мешает некоторым политическим лидерам, на фоне вхождения  Крыма в состав РФ, спекулировать идеей присоединения Южной Осетии к России.

Такая возможность возродила надежды большой части югоосетинского населения на воссоединение Северной и Южной Осетии в составе России. Идея «вековой мечты», как ее называют, особенно популярна среди старшего поколения, которые помнят кровавые дни противостояния с Грузией в 90-х годах, и не расстаются с главным вопросом безопасности, снова актуализировавшимся после очередного вторжения Грузии в 2008 году. Эту идею проталкивают, используя страх, присутствующий в осетинском обществе по поводу гипотетической вероятности возобновления грузино-осетинского противостояния. Сторонники присоединения аргументируют свою позицию,  прежде всего, с точки зрения безопасности, и неповторения военной агрессии со стороны Грузии. При этом они не объясняют, как его достичь. Создается впечатление, что политики в Цхинвале и сами не имеют четкого представления о том, что принесет Южной Осетии присоединение к РФ. Рядовому обывателю, который не всегда способен анализировать и мониторить геополитические процессы в регионе, внушается идея о доступности подобного процесса путем проведения референдума. Вместе с тем мнение российской стороны о нежелательности подобных шагов не учитывается. Москва прекрасно понимает, что в случае присоединения Южной Осетии меняется статус войны августа 2008 года, которая из освободительной превращается для нее в захватническую. При этом основные задачи, которые стояли перед Москвой были выполнены, и, по крайней мере, на сегодняшний день перед ней не стоит необходимость вводить Южную Осетию в состав Российской Федерации. На территории Республики Южная Осетия на вполне законных основаниях, подкрепленных межгосударственными договорами, дислоцируются российские военные базы, которые обеспечивают безопасность, как Южной Осетии, так и южных границ РФ.

Вторая причина, по которой большая часть населения стремится в состав РФ, кроется в абсолютной некомпетентности местных властей, не способных решать задачи социально-экономического плана. Зачастую местные власти бывали не в состоянии адекватно реагировать на предложения российской стороны, что приводило к постоянному срыву восстановительного процесса, и негативно отражалось на репутации Российской Федерации. Общество склонно думать, что в случае присоединения проблема некомпетентности отойдет на второй план, а вопросы социально экономического характера будут решаться более результативно.

Идея о присоединении Южной Осетии к Российской Федерации всплывает в риторике югоосетинских политиков от выборов к выборам. При этом ни одна из политических партий не ведет последовательную работу в этом направлении, так как на деле прекрасно осознают бесперспективность подобной деятельности и используют этот лозунг в основном в спекулятивных целях. Складывается ощущение, что подавляющее большинство югоосетинских политических деятелей скрывают за подобной риторикой неспособность адекватной оценки политических процессов, как в регионе, так и в самой Республике Южная Осетия.

Сторонники независимости Южной Осетии объявляются как минимум людьми недалекими, лишенными чувства реальности. Часто по принципу «Кто не с нами тот против нас» их стремятся выставить «прогрузински» настроенными.

 

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ