Давид Мчедлидзе: Влияние западных санкций против России на Грузию – что делать нам?

1672

В столице Грузии Тбилиси состоялись очередные Гражданские слушания на тему – ” Влияние западных санкций против России на страны Южного Кавказа”. От Азербайджана выступил докторант международных отношений университета Анкары Орхан Гафарлы, от Грузии – редактор сайта media.ge Давид Мчедлидзе. Мероприятие прошло в рамках программы “Символический Кавказский Суд по Правам Человека и Гражданские слушания на службе демократии Кавказских стран” при поддержке Национального Фонда Содействия Демократии (National Endowment for Democracy – NED). Организатор – Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия).

Предлагаем выступление Давида Мчедлидзе полностью:

Западные санкции, введенные против России, остаются в силе. По утверждению представителей Евросоюза, эта страна не выполняет в полной мере условия режима прекращения огня в Восточной Украине, и именно поэтому почти все страны ужесточили введенные в отношении России санкции. Экономические санкции коснулись российских чиновников, нефтяных компаний, нефтяной промышленности в целом, военно-промышленного комплекса и коммерческих банков. Помимо США и Евросоюза, введенные против России санкции одна за другой ужесточили Австралия, Канада, Япония и другие страны. Некоторые страны ввели запрет на инвестиции в Крыму.

Последствия экономических и политических санкций Запада могут оказаться для российской экономики более тяжелыми, чем предполагает правительство этой страны. Санкции уже стали ощутимыми: на мировом рынке упала цена на нефть, что угрожает российскому бюджету серьезным дефицитом, до критической отметки упал и курс рубля, что делает инфляцию необратимой. По подсчетам экспертов, продолжение санкций наносит России ущерб в размере, как минимум, 200 миллиардов долларов США в год.

Как это влияет на Грузию как на соседнюю с Россией страну, и какую позицию в связи с санкциями должна занять Грузия как стратегический союзник США и Европы?

Экономическое влияние санкций на Грузию

На первый взгляд, вызванный санкциями экономический спад России должен оказать на Грузию как торгового партнера России отрицательное воздействие, но официальная статистика свидетельствует о другом.

Согласно этой статистики, в результате частичного снятия Российской Федерацией экономического эмбарго в 2013 году, объем вина, экспортируемого Грузией за рубеж, значительно возрос. В частности, общая стоимость экспортированного Грузией в 2013 году вина составила 128 млн. долларов США, что почти вдвое превышает аналогичный показатель 2012 года. По предварительным данным, только за период январь-август 2014 года экспорт грузинского вина составил 113 млн. долларов США. Большая часть роста экспорта винной продукции (65%) приходится на Россию, но позитивная тенденция наблюдается и в отношении других стран. В 2013 году, по сравнению с 2012 годом, экспорт натурального вина в страны Евросоюза удвоился,  а в отдельные страны возрос еще больше: например, экспорт грузинского вина в Нидерланды в 2013 году возрос на 250%.

Несмотря на серьезный рост экспорта вина, его доля в общем объеме экспортной продукции Грузии составляет всего 5,7%. Вместе с тем, доля Российской Федерации в общем объеме экспортных поставок, в сравнении с другими главными торговыми партнерами Грузии, также мала. Несмотря на то, что, начиная с 2013 года, Россия, кроме вина, допустила на свой рынок и другую грузинскую сельскохозяйственную продукцию, в январе-августе 2014 года в Российскую Федерацию была экспортирована продукция на 184 млн. долларов США, что составляет  всего 9,6% всего объема экспорта. Интересно, что за тот же отрезок времени на рынок Евросоюза была поставлена из Грузии продукция, стоимостью около 405 млн. долларов США (21%). В сравнении с Россией, за истекший период 2014 года больше грузинской продукции было отправлено также в Азербайджан (19,8%) и Армению (10,6%). Основными рынками реализации грузинской продукции в текущем году являются также Турция (8,3%), США (7.5%), Украина (5.2%), Казахстан (3.1%) и Китай (2,7%), что говорит об успешной диверсификации экспортных возможностей Грузии.

В июле 2014 года Министерство экономики Российской Федерации подготовило проект правительственного постановления, предусматривающий приостановление действующего договора о свободной торговле с Грузией. В результате, в ближайшем будущем произведенная в Грузии продукция будет облагаться таможенными налогами, что повысит расходы грузинских экспортеров и отрицательно скажется на конкурентоспособности грузинской продукции на российском рынке.

Исходя из этой статистики, с экономической точки зрения, введенные против России санкции и спад ее экономики не должны оказать на экономику Грузии заметное влияние. Тем более, если учесть, что с 1 сентября 2014 года  вошла в силу та часть заключенного между Грузией и Евросоюзом «Соглашения об ассоциации», которая подразумевает создание между сторонами пространства глубокой и всеохватывающей свободной торговли. Соглашение обеспечивает поступление произведенной в Грузии продукции в Евросоюз без таможенных сборов, что будет способствовать значительному росту грузинского экспорта на европейском пространстве с населением в 500 млн. человек. А это, в свою очередь, сделает грузинскую продукцию еще более независимой от российского рынка.

Есть, однако, еще один вопрос, который, я думаю, весьма важен, в первую очередь, для населения Грузии. Дело в том, что в России, временно или постоянно, живет множество наших соотечественников, приехавших из Грузии в поисках работы и ежемесячно отсылающих своим оставшимся в стране родственникам миллионы долларов.

В качестве иллюстрации приведу последние данные Национального банка Грузии: 73% поступивших из-за рубежа денежных переводов приходятся на 3 страны – Россию, Грецию и Италию. За первые 7 месяцев 2014 года объем денежных переводов в Грузию составил 834 млн. долларов США, из которых 410 млн. долларов, то есть, около 50,3% общего их объема, поступили из России. По объему перечисленных в Грузию за последние годы денежных переводов  Россия по прежнему лидирует среди других стран. То есть, в этой стране трудоустроена большая часть эмигрировавшей из Грузии рабочей силы (около 100 тысяч человек). Соответственно, их семьи зависят от поступающих из России денежных переводов.

Известно, что денежные переводы играют важную роль в экономике любой развитой страны, являясь источником существования многих семей и уменьшая уровень бедности в принимающем государстве. Но чем выше доля денежных переводов в экономике страны, тем выше и зависимость принимающей страны от экономики страны-донора. В частности, кризис в стране-доноре серьезно уменьшает поток перечисляемых в принимающую страну денежных потоков. Обесценивание российского рубля уменьшит объем поступающей в Грузию денежной массы. Помимо этого, продолжение и ужесточение санкций в отношении России вызовет сокращение рабочих мест в ее промышленности, что, прежде всего, повысит безработицу среди эмигрантов. В результате, это негативно скажется на бюджете проживающих в Грузии семей, единственным источником пополнения которого являются именно денежные переводы из-за рубежа.

Должна ли Грузия присоединиться к санкциям?

Если рассматривать этот вопрос с чисто моральной точки зрения, присоединение к санкциям было бы оправдано хотя бы с учетом ущерба, нанесенного Грузии Россией за минувшие 20 лет – как в политическом, так и экономическом плане. Чего стоит, хотя бы, введенное в 2006 году эмбарго, когда Россия, по политическим соображениям, запретила ввоз грузинской продукции на свой рынок. В качестве еще одного аргумента в пользу присоединения к санкциям можно назвать взаимоотношения Грузии с Украиной, и, в конце концов, чувство справедливости: ведь нельзя же в 21-м веке допускать захвата одной страной другой страны. Помимо этого, Грузия является союзником Европы и Америки, следовательно, присоединение к санкциям, хотя бы на уровне декларации, стало бы поддержкой союзников против агрессора. Впрочем, думаю, что исходя из приведенной выше статистики, участие Грузии в этом процессе не может нанести России сколь-нибудь ощутимый урон. Прежде всего – в экономическом плане, а во-вторых, политику Тбилиси сегодня можно выразить в двух словах: не раздражать Россию, что грузинская власть, почему-то называет конструктивными отношениями. Я сказал «почему-то», так как Грузия не получила от такой политики никаких ощутимых дивидендов, кроме смены риторики. Не считая того, что пушки уже не стреляют. Поэтому, с учетом этой позиции официального Тбилиси, вероятность присоединения к санкциям трудно представима.

Кроме того, грузинская власть надеется на рост сельского хозяйства (и уже вкладывает в эту сферу миллионные субсидии) и, соответственно, поставлять на российский рынок больше продукции, и потому считает, что нужно думать не о присоединении к санкциям, а, наоборот, активизировать экономические взаимоотношения, во всяком случае, они не должны ставиться под угрозу.

Еще один вопрос – непредсказуемость реакции России в случае присоединения к санкциям. Никто не знает, какие сюрпризы предложит нам она, будь то новое перенесение разделительной линии вглубь грузинской территории или выдворение наших граждан, как это случилось в 2006 году.

Впрочем, думаю, что Грузия в этом случае должна найти золотую середину. В чем она заключается, сказать трудно, поскольку российско-грузинские взаимоотношения настолько зыбки и сенситивны, что отыскать эту середину весьма сложно.

 

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ