Вагонные страсти – подсудное дело…

2831

Не утихают страсти вокруг тбилисского вагоностроительного завода.  Против его нынешнего владельца Бадри Цилосани возбуждено уголовное дело. Его обвиняют в растрате денежных средств в крупном размере. Бывший владелец предприятия Автандил Сакварелидзе собирается подать еще один иск в суд против Бадри Цилосани. Он обвиняет бизнесмена в присвоении чужого имущества.

Охрана у входа, просторный ухоженный холл с фотографиями продукции завода на стенах и блестящая табличка с именем директора у входа в его кабинет говорят о том, что у завода дела идут хорошо. В цехах кипит работа: сверкают и разбрасывают искры сварочные аппараты, под потолком, скрипя, передвигается кабинка с машинистом, туда-сюда снуют рабочие в униформе. Замгендиректора Гурам Ратиани, стараясь перекричать шум работающих станков, рассказывает об успехах и планах тбилисского вагоноремонтного завода, по его словам, не имеющего аналогов на Южном Кавказе. Но внешнее благополучие предприятия – лишь иллюзия. Изнутри завод раздирают разборки между бывшими владельцами и нынешними.

Бежит вагон, качается…

«Электровагоноремонтный завод» наряду с «Вагоностроительной компанией» (оба находятся в Тбилиси) и «Руставским металлургическим комбинатом» входят в большую корпорацию – «Грузинский вагоностроительный холдинг». Шум по поводу «Электровагоноремонтного завода» поднялся после парламентских выборов. В октябре прошлого года бывший председатель наблюдательного совета компании Автандил Сакварелидзе вместе с бывшим гендиректором Мирианом Деканоидзе заявил, что намерен начать борьбу за возвращение своего имущества. Они внесли заявление в прокуратуру с требованием вернуть отобранный бизнес.

В СМИ распространилось обращение А. Сакварелидзе, в котором он говорит, что в 2008 году после августовской войны прежние власти отобрали его компанию, заставив оформить свою долю на Бадри Цилосани. По утверждению А.Сакварелидзе, до 17 сентября 2008 года 53% акций завода принадлежало его компании ООО «ТG-Трейд». Его генеральный директор Давид Абрамишвили уверяет, что на владельцев и сотрудников компании оказывалось давление со стороны чиновников высшего и среднего рангов финансовой полиции с целью уступить долю в «Вагоноремонтном заводе» Бадри Цилосани – отцу Ираклия Цилосани, ближайшего друга бывшего министра обороны Ираклия Кезерашвили. Передача доли была оформлена в нотариальном бюро, нотариус которого О.Зоидзе, по утверждению Абрамишвили, была в сговоре с представителями властей. Он утверждает, что утром 17 сентября 2008 года, у офиса «ТG-Трейд» дежурили около 20 вооруженных людей в масках, которые контролировали каждый шаг руководства компании.

Слова Д.Абрамишвили подтверждает и сам Автандил Сакварелидзе. По его словам, восьмого сентября с ним от имени Давида Кезерашвили связался Давид Карселадзе из финансовой полиции, который потребовал переоформить его долю на Б.Цилосани. «В период с 8 по 17 сентября нас и членов наших семей так терроризировали, что это трудно описать словами», – рассказывает А.Сакварелидзе. Он утверждает, что после давления его вынудили переписать свои акции, отмечая при этом, что финансовая операция по переводу денег прошла в ТБС-банке поздно вечером, в нерабочие часы.

После передачи своих долей бывшие акционеры покинули Грузию. Последние четыре года М. Деканоидзе с семьей живет в США, Д.Сакварелидзе – в Австрии, где, по их словам, они пользуются политическим убежищем.

На данный момент 93% акций принадлежат Бадри Цилосани. В мае этого года он был арестован службой расследований Министерства финансов по другому делу. Вместе с несколькими высшими чинами из компании «Грузинская железная дорога» ему предъявлено обвинение в присвоении и растрате крупных денежных средств. По информации Следственной службы Минфинансов, с 2008 года между «ЖД Грузии» и «Вагоностроительной компанией» были оформлены пять контрактов, по которым ремонт вагонов осуществлялся по искусственно завышенным ценам. В частности, согласно документам, за ремонт одного вагона «ЖД Грузии» платила 39 000 долларов США, тогда как рыночная стоимость составляет 31 000 лари. «Эти действия в течение пяти лет нанесли ущерб «Железной дороге Грузии» в 65 млн лари», – отмечается в заявлении Следственной службы. Обвиняемым грозит лишение свободы сроком от семи до одиннадцати лет. Несмотря на требования следователей, суд выпустил подозреваемых под залог, оставив в предварительном заключении лишь бывшего главу железной дороги Ираклия Эзугбая – еще одного фигуранта этого запутанного дела.

*  *  *

В вагоно-транспортном конфликте не дремлет и вторая сторона. У сторонников Бадри Цилосани своя версия событий. Нынешнее руководство заявляет, что ничего хорошего А.Сакварелидзе заводу не принес. Наоборот, в период его правления предприятие понесло убытки, задолжало банкам и по зарплатам сотрудникам.

Гурам Ратиани работает на заводе с 1978 года, сначала – главным инженером, сейчас – первым замгендиректора. «Всего на заводе трудоустроено до 500 человек. На данный момент мы работаем над заказом из Армении, ремонтируем для них 60 вагонов. Недавно стали ходить слухи, что завод закрыт, сотрудники уволены и производство остановлено. Это неправда. Наоборот, мы увеличиваем объем работ. Мы открыты для прессы. Приходите и удостоверьтесь, что дела у нас идут хорошо», – рассказывает он.

Вагоностроительная компания – одно из старейших предприятий на Южном Кавказе. Оно было создано в 1883 году. В 90-х годах прошлого века завод был приватизирован. Началось его техническое оснащение, сотрудники освоили современные технологии. Сегодня завод входит в крупный холдинг и является его базовым предприятием.

«С приходом в менеджмент команды Бадри Цилосани дела у завода пошли хорошо. Мы его, можно сказать, оживили. За последние четыре года холдинг внес в бюджет около 50 млн. лари. На базе завода заработало профтехучилище, которое готовит профессиональные кадры. В летний период здесь будут трудоустроены и пройдут практику студенты-волонтеры», – рассказывает Г.Ратиани.

Одно из преимуществ тбилисского вагоноремонтного завода в том, что железная дорога проходит прямо в городе, практически у ворот завода, объясняет замгендиректора. Это удобно – продукцию можно тестировать, как говорится, «не отходя от кассы». Когда некоторое время назад было решено перенести железнодорожное полотно на окраину Тбилиси, работа на заводе, действительно, была приостановлена, и весь акцент перенесен на руставское предприятие холдинга.

Гурам Ратиани рассказал, когда и при каких условиях на предприятии появился А.Сакварелидзе. Вот как представлена в его рассказе эта почти детективная история.

Имя Авто Сакварелидзе впервые услышали на заводе в 2002 году, но началась история еще раньше – в постсоветские годы. Тогда у Грузии была задолженность перед Туркменистаном – около 400 млн рублей. После межправительственного соглашения между государствами была достигнута договоренность, по которой Грузия в часть долга обязалась поставлять в Туркменистан ряд товаров. Так в 2002 году появилась фирма «ТG-Трейд», которую основал Авто Сакварелидзе, оформив ее на свою жену. Фирма эта как бы выполняла роль посредника между Грузией и Туркменистаном – то есть, получала деньги из грузинского бюджета, заказывала товары и отправляла в Туркменистан. Одним из товаров в списке были вагоны.

«Тогда Авто обратился к нам и заказал 35 модернизированых вагонов для туркменской железной дороги. Первую партию он оплатил. Со второй возникли проблемы. Денег он не дал, а товар суммой на полмиллиона лари – забрал, дав слово, что заплатит за него позже. Но тех денег мы больше не видели. Более того, за 2003-2004 таким образом скопилось около 3 миллионов лари долга. Это почти банкротство. Тогда было решено продать компанию, и хотя были серьезные покупатели, приобрел ее, как ни странно, все тот же «ТG-Трейд», заплатив 8,5 млн лари (при этом имея наш долг в три миллиона лари). После этого – пошло и поехало. Завод стал брать кредиты в банках один за другим. В результате за период 2005-2008 годы накопилось 47 млн лари невыплаченных кредитов», – вспоминает Ратиани.

Нино Цилосани, дочь гендиректора, которая сейчас по доверенности управляет компанией, показывает постановление суда: «У нас есть документ, в котором «ТG-Трейд» подтверждает, что имеет задолженность перед вагоностроительным заводом в 28 миллионов лари. Я могу еще многое рассказать про личность Авто Сакварелидзе, но скажу лишь одно – вы не найдете ни одного человека, который скажет о нем что-нибудь положительное».

Сегодня проблемы у завода появились и с третьим, косвенным, фигурантом этого запутанного дела – «Железной дорогой Грузии». Раньше предприятие получало от нее заказы регулярно. Теперь же бывший постоянный партнер поменял тактику. Более того, заказанная ранее, уже изготовленная продукция завода простаивает на запасных путях в ожидании нового хозяина. «Железная дорога» не спешит переводить сумму за товар. А составляет она около 8 млн лари (если читателя интересуют детали, то сумма эта получена следующим путем: ремонт 2 000 вагонных колес из расчета 4 000 лари за одно колесо).

НПО «Объединение правозащитников» встала на защиту Б.Цилосани и подала иск в суд на А.Сакварелидзе. По словам ее председателя Николоза Мжаванадзе, бывший глава вагоноремонтной компании распространяет клевету, оскорбляющую честь и достоинство нынешнего: «В последнее время А. Сакварелидзе через СМИ распространяет слухи, будто Б.Цилосани, будучи в сговоре с прежними властями, бандитским образом отобрал у него бизнес. Это обвинение беспочвенно, и иначе, как клеветой, его не назовешь. Мы требуем официального опровержения этих слухов и возмещение морального ущерба в размере 50 000 лари».

Тем временем, главный герой истории Авто Сакварелидзе, находясь в Австрии, оставил публичное сообщение на своей страничке в социальной сети Фейсбук, в котором говорит, что готов дать показания против Д.Кезерашвили и И.Эзугбая и предоставить доказательства их злодеяний. Пока же на табличке у двери кабинета гендиректора крупными буквами на серебристом фоне значится имя Бадри Цилосани.

 

Яна Исраелян, специально для newcaucasus.com

 

Коллаж newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ