NABUCCO – труба, длиной в вечность

997

Самый амбициозный для Южного Кавказа энергопроект умирает и вновь возрождается уже на протяжении без малого десятка лет. Несмотря на усилия сторон, в текущем году так и не удалось подписать финансовое соглашение между основными экспортерами проекта «Шах-дениз» – BP, SOCAR, Statoil, Total и трубопроводным консорциумом Nabucco West. Хотя еще в конце октября в Баку представители Nabucco Pipeline Company уверяли, что им удастся уже в первой декаде декабря заключить соглашение с азербайджанской стороной, что даст новый импульс развитию проекта.

Nabucco West также, вопреки своим заявлениям, не смог «детально изучить и подготовить все необходимые документы», чтобы убедить основных экспортеров проекта «Шах-дениз» в привлекательности данного маршрута.

Участники Nabucco West надеются, что с началом нового года долгожданные перемены все же произойдут. Так, глава энергетического холдинга Болгарии Михаил Андонов заявил, что 10 января 2013 года в Софии пройдет встреча акционеров Nabucco. И на ней может быть утвержден один из пунктов финансового соглашения, учитывающий желание азербайджанской стороны. Согласно этому пункту, в случае если данный маршрут будет выбран в качестве основного для экспорта азербайджанского газа на европейские рынки, то 50% акций трубопроводного консорциума должны быть переданы основным экспортерам проекта «Шах-дениз».

На сегодня акционерами проекта Nabucco являются австрийская OMV, немецкая RWE, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и турецкая BOTAS.

Ещё один гвоздь в гроб Nabucco?

Тем не менее, инвесторы, судя по всему, не слишком верят в успех Nabucco. Согласно появившейся информации, из него выходит упомянутый выше немецкий энергетический холдинг RWE. По данным газеты Financial Times, компания ведет переговоры о продаже своих 17 процентов в проекте.

Руководитель RWE Юрген Гроссман еще в мае заявлял, что пересматривает целесообразность участия концерна в Nabucco. Уже несколько лет мир видит только чертежи и слышит лишь громкие заявления о сокрушительном ударе по российской монополии. В то же время, до сих пор нет никакой ясности, чем заполнять трубу.

Потенциальными покупателями доли RWE могут стать другие акционеры Nabucco. В первую очередь – австрийская OMV. Также на немецкие акции претендуют венгерская, болгарская, румынская и, возможно, турецкая компании.

Есть и ещё одна причина, почему немецкий холдинг покидает проект. Компания RWE имеет хорошие связи с российским Газпромом. И в самой Германии достаточно позитивно относятся к повышению энергетической безопасности за счет увеличения поставок российского газа.

Примечательно, что еще в марте в той же Financial Times вышел материал под заголовком «Еще один гвоздь в гроб Набукко?» Речь шла о предложении концерна ВР сократить пропускную мощность и протяженность газопровода. Британский добывающий концерн свое предложение мотивировал тем, что азербайджанского сырья не хватит не только, чтобы наполнить Nabucco, но и обеспечить хотя бы минимальную рентабельность проекта. Тогда предложение ВР отклонили, но сигнал был получен – старт Nabucco как минимум откладывается.

Эксперты отмечают, что на производство технико-экономического обоснования Nabucco потрачены огромные деньги. И в этом смысле те, кто участвовали в этом процессе, обогатились. Но до постройки трубы и запуска газа европейским потребителям еще очень далеко. Слышны только исключительно политические заявления и неподкрепленная действиями риторика.

Также пока нет надежды, что Nabucco будет заполняться иранским газом. Причина – в санкциях против Тегерана. На Туркменистан инвесторам тоже рассчитывать не приходится. Потому что в этом случае надо строить газопровод через Каспийское море. А это сделать очень сложно, так как морские границы каждой страны Каспийского бассейна четко не определены. И с точки зрения международного права построить газопровод здесь довольно сложно.

Пока что строительство Nabucco планируется начать в следующем году. В качестве основного источника рассматривается голубое топливо с азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз». Оттуда планируется брать 10 миллиардов кубометров газа в год. Это всего треть от пропускной мощности Nabucco.

Nabucco vs Южный поток

Но в чем основная причина постоянных отсрочек строительства Nabucco и, как следствие, решения газовых проблем Европы? Эксперты дружно указывают на «север». 7 декабря был запущен проект по строительству газопровода «Южный поток». Он наряду с «Северным потоком» должен стать гарантом бесперебойных поставок российских энергоносителей в Европу. Проект очень амбициозный и, как следствие, не менее дорогой. Фактически «Южный поток» состоит из двух больших проектов. Первый – строительство газовой магистрали через акваторию Черного моря, второй – создание новой трубопроводной сети в Южной и Центральной Европе.

Маршрут «Южного потока» пройдет из российского порта Джубга в болгарскую Варну по дну Черного моря. А уже из Болгарии труба будет проложена через Сербию, Венгрию и Словению в Италию. При этом планируется построить ответвления в Македонию, Хорватию, Боснию и Герцеговину. Масштабы серьезные и проект заинтересовал даже осторожных европейцев.

Общая стоимость «Южного потока» вместе с сухопутными участками оценивается в 16 миллиардов евро. Строительство предполагается закончить уже через три года, а коммерческие поставки в Европу должны начаться уже в начале 2016 года. Полная мощность нового газопровода должна составить 63 миллиарда кубометров газа в год. Но это, по предварительным планам, произойдет в 2018 году.

Видимо, эти данные заставили европейских чиновников по новому взглянуть на «Южный поток». В результате за несколько дней до начала строительства появилась информация о том, что Еврокомиссия не исключает возможности выработки общих подходов между Евросоюзом и Россией к прокладке газопровода «Южный поток». Речь идет, прежде всего, о механизме Третьего энергопакета. Его требования предусматривают, что один поставщик может использовать не более 50 процентов трубопроводных мощностей. Именно вопрос о том, допускать ли третьих лиц к «Южному потоку», и обсуждается сейчас Россией и Еврокомиссией.

В Москве не скрывают: «Южный поток» нужен для того, чтобы обеспечить выход российского газа в Южную Европу. А строительство газопровода интересно в первую очередь производителю, потому что таким образом он получает выход на страны-потребители, минуя страны-транзитеры. Ведь за транзит нужно платить деньги. И немалые. Правда, газопровод должен пройти по части турецкого шельфа, но цена за этот проход обговаривалась значительно меньшая, чем та, которую платили Украине.

To be continued?

Казалось бы, на Nabucco поставлен крест. Но участники проекта сумели нанести ответный удар. Турция уже заявила, что не планирует участвовать в проекте. Озвучил это решение министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз.

Примечательно, что сообщения об отказе Анкары присоединиться к «Южному потоку» распространились в день, когда президент России в присутствии других высокопоставленных гостей, в том числе из Европы, в торжественной обстановке дал старт строительству газопровода. Так что битва газовых гигантов еще не окончена. И вопрос Nabucco все еще актуален.

А вот на другой вопрос, который касается потребностей Европы в газе, ответ, по всей видимости, найден. Большинство экспертов уверено: несмотря на последствия мирового кризиса, в долгосрочной перспективе спрос на газ в Евросоюзе будет расти. И если сегодня собственная добыча помогает покрыть внутренние потребности, в будущем ее доля будет неуклонно сокращаться. А желание заменить уголь и мазут на газ будет продиктовано экологическими требованиями. Это означает, что в будущем Европе будут нужны большие объемы природного газа и новые мощности по его транспортировке.

 

Владимир Унанянц, специально для newcaucasus.com

Коллаж newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ