NABUCCO – Газовый «коридор» Европы

1260

Несмотря на все риски, сегодня уже можно сказать, что проект Nabucco (Набукко) перешел из стадии обсуждений в стадию реализации. Это четкий сигнал для инвесторов, что он будет воплощен в жизнь. Такое мнение высказал немецкий политолог, член Совета по внешней политике Германии Александр Рар, комментируя итоги завершившейся на днях поездки главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу в Баку и Ашхабад.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев и глава Еврокомиссии подписали совместную декларацию о «Южном газовом коридоре», призванном диверсифицировать поставки газа в Европу. Составной частью этого «коридора» является проект Nabucco. Согласно декларации, Азербайджан обязуется обеспечивать долгосрочные поставки газа в страны Евросоюза. По данным специалистов, в 2011-м году в Азербайджане планируется добыть более 30-ти миллиардов кубометров газа, а к 2018-му году этот показатель должен увеличиться до 80-ти миллиардов. Так что, замечают эксперты, в визите Баррозу в Баку нет ничего удивительного.

Однако другие специалисты в этой области более сдержаны в оценках по поводу бакинских намерений и перспектив входящего в Южный коридор Nabucco.

По их мнению, на самом деле ничего не изменилось. Азербайджан в очередной раз подтвердил, что если Nabucco построят, он готов поставлять газ. Однако никакого коммерческого контракта на сегодняшний день не подписано. Бакинская декларация, по мнению экспертов, – лишь повод напомнить о себе. Кстати, у Азербайджана уже много обязательств по поставкам газа. А максимум, что он может еще дать на рынок, утверждают скептики, это 15 миллиардов кубометров «голубого» топлива в год. Проектная мощность Nabucco – 31 миллиард. Явно, что на всех у Азербайджана газа не хватит.

Что касается переговоров Баррозу с президентом Туркменистна Гурбангулы Бердымухамедовым, то официальный визит председателя Еврокомиссии в Ашхабад призван стать новым шагом в активизации диалога между Туркменистаном и Евросоюзом. Но и здесь проблема. Нужно строить газопровод по дну Каспийского моря, а Иран, Туркменистан и Азербайджан никак не могут договориться о зоне раздела шельфа. К тому же, туркмены поставляют свое топливо в Китай, Иран и Россию. Эти три страны, понятно, будут против Транскаспийского газопровода.

Есть еще один путь, в результате чего поставки туркменского газа для Nabucco могут пойти с использованием уже существующих трубопроводных систем.

По мнению директора энергетических программ центра «Номос» (Украина) эксперта Михаила Гончара, в принципе, реализация транскаспийского трубопровода должна развиваться в формате двух стран – Туркменистана и Азербайджана. Кстати, при этом Баку и Ашхабад фактически имеют негласную поддержку и от Астаны, позиция которой состоит в том, что согласование маршрутов подводных трубопроводов – прерогатива тех стран, по территории которых они могут проходить. Однако две другие страны Каспийского региона – Россия и Иран – настаивают на том, что это должно быть общим решением всей каспийской пятерки. Понятно, что это делается с целью блокирования Транскаспийского трубопровода.

В Ашхабаде брюссельского гостя заверили, что пуск в эксплуатацию газопроводов в Китай и Иран не означает, что объемы голубого топлива в стране уже исчерпаны.

И в первой, и во второй столице главе Еврокомиссии было заявлено о поддержке проекта Nabucco. Пока только на словах. Какие же реальные варианты остаются у Евросоюза, чтобы решить вопрос обеспечения сырьем своего главного проекта – Nabucco?

По мнению экспертов, чтобы без проблем наполнить трубу, надо бы подписать контракт с Ираном. Но с Ираном в открытую никто не хочет иметь дело, чтобы не вызвать недовольство США. Однако, ЕС заинтересован в иранском газе. Поэтому, по мнению Михаила Гончара, не исключено, что иранский газ может оказаться в Nabucco через две несложные опции. Туркменский газ поставляется в Иран, и пропускные мощности газопровода, соединяющего обе страны уже расширены. Иранский газ поставляется через Азербайджан и Грузию в Nabucco по существующему со времен шаха Мохаммеда Реза Пехлеви газопроводу из Ирана в Азербайджан и далее по существующему Южнокавказскому трубопроводу Баку–Тбилиси–Эрзерум. Тем более, что азербайджанская сторона приложила усилия для реанимации трубопроводной системы, построенной в 70-е годы прошлого века.

По словам эксперта, газопровод существует и может достаточно эффективно использоваться. По крайней мере, объем поставляемого газа для Nabucco мог бы составлять до 10 млрд. кубометров в год, что является вполне адекватной величиной для первого этапа Nabucco. И при этом все сохраняют политическое лицо. ЕС не работает напрямую с Ираном, не отступая от своей позиции неприятия ядерной программы Тегерана, ЕС не вступает в противоречие с США, Азербайджан и Грузия не покупают иранский газ, а лишь предоставляют транзитные услуги.

Что может помешать реализации Nabucco, то по мнению Михаила Гончара, это несогласованность с реализацией проекта интерконнектора Турция – Греция – Италия (ITGI), который также является элементом Южного газового коридора. Газовые лоббисты сейчас пытаются протолкнуть ITGI впереди Nabucco. Этому содействует позиция норвежской компании StatoilHydro, которая вместе с ВР разрабатывает Шах Дениз. По мнению эксперта, норвежцы, которые успешно расширяют свой газовый рынок в ЕС, используя промахи «Газпрома», пытаются не допустить «избыточного» газа в центре Европы. Конечная точка Nabucco – это хаб Баумгартен в Австрии, имеющий ключевое значение для торговли газом. Появление там дополнительного предложения ресурса из Nabucco, может сбивать цены еще больше. Это хорошо для потребителей, но очевидно, что этого хотят избежать поставщики.

По мнению других экспертов, есть еще конкретная проблема Турции, которая пытается свой транзитный статус в Nabucco использовать в политических целях, конкретно для вступления в ЕС. А учитывая «курдский вопрос» в Турции, который все время накаляется, инвесторы еще подумают, стоит ли вкладывать деньги в столь взрывоопасный коридор.

Тем не менее, немецкая пресса пишет, что Евросоюз еще на шаг приблизился к своей цели – сократить зависимость от российского газа (сегодня 40 процентов потребности Европы обеспечивает Россия). Баррозу назвал достигнутые договоренности «важным прорывом», отметив, что они позволят расширить доступ Евросоюза к газу из каспийского региона.

Но даже если Nabucco и будет построен, то, по мнению эксперта британского института «Chatham House» Юрия Федорова, этот проект не решит проблем энергетической безопасности Евросоюза. Но все же это – один из факторов, которые смогут улучшить позиции Европы во взаимоотношениях с Россией.

Однако специалисты уверены, что до тех пор, пока не появятся инвестиции, результата не будет. Можно бесконечно подписывать соглашения, но дело не сдвинется с места, пока не станут поступать реальные деньги.

Кстати, примечательное в этом плане заявление сделала на днях представитель Еврокомиссии Марлен Хольцнер. «Мы выступаем в поддержку седьмого транспортного коридора, и Nabucco – одно из наших главных орудий на этом направлении», – заявила она. Так что, возможно, Европе потребуется несколько газовых «коридоров».

Газ – самое чистое, с точки зрения экологии, топливо. К тому же собственная его добыча в Европе падает. Значит, импорт будет расти. По подсчетам экспертов, к 2020-му году европейцам понадобится еще не менее 150-ти миллиардов кубометров газа в год.

Владимир Унанянц, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ