Георгий Джахуташвили: Казахстан проявляет интерес к Грузии

3204
Фото с официальной страницы в Фейсбук Казахстанско-грузинского экономического объединения

Грузино-казахстанские экономические отношения, транзит через Грузию и казахские инвестиции, перспективы в постпандемийный период – об этом и многом другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com Почетный консул Казахстана в Грузии и председатель правления Казахстанско-грузинского экономического союза Гиоргий Джахуташвили.

– Какие цели ставит перед собой новое грузино-казахстанское бизнес-объединение?

– Казахстанско-грузинский экономический союз был создан 26 марта посольством Казахстана в Грузии и представителями казахстанско-грузинского бизнеса.

Основная миссия союза – углубление экономических и торговых отношений между двумя странами и проведение мероприятий, которые будут сосредоточены на инвестициях, социальной и культурной жизни, туризме, более активной коммуникации между представителями грузинского и казахстанского бизнеса.

Союз будет также активно распространять в Казахстане информацию об инвестиционной среде, различных проектах Грузии. Мы создаем новую платформу, с помощью которой можно будет реализовать больше экономических проектов, укрепить инвестиционное и торговое сотрудничество.

Учредителями Казахстанско-Грузинского экономического союза являются: «Силк Роуд Группа», «Халик банк Грузия», «Капитол Группа», «Ромпетрол», «Батумский нефтяной терминал», авиакомпания Air Astana и GK logistics. Всего в Грузии функционируют до 30 компаний с участием казахстанского капитала, общий объем инвестиций которых превышает 450 миллионов долларов США.

– Как вы оцениваете нынешнее состояние экономических отношений между двумя странами, есть ли потенциал для их развития?

– Если оценивать наши экономические связи по 10-балльной шкале, то можно сказать, что мы используем лишь один балл наших возможностей по всем направлениям: торговле, сервисам, инвестициях. Есть большие резервы для улучшения этих параметров. Казахстан, действительно, проявляет интерес к Грузии, а у нас есть необходимость в казахских инвестициях.

Чтобы говорить о каком-то развитии Грузии, необходимы инвестиции минимум в 2 млрд. долларов. И нужно много работать, чтобы достичь этого. К сожалению, за период пандемии объем инвестиций приблизился к историческому минимуму, составив 680 млн. долларов, да и то на основе реинвестирования.

Для Казахстана Грузия является одной из стран по диверсификации инвестиций. Есть интерес со стороны институциональных инвесторов, национальных компаний, которым Грузия нужна, исходя из ее логистического потенциала. Имеется в виду освоение т.н. «среднего коридора» в Европу.

Основу казахстанского экспорта составляют полезные ископаемые и пшеница, которые нужны Турции и странам ЕС. И Грузия в этом отношении играет роль одной из транзитных линий.

С 2006 года казахская сторона вложила довольно большие инвестиции, в основном осуществленные национальными компаниями. На сегодня их объем составил порядка 160 млн. долларов, мультипликционный эффект которых повлек за собой проекты на сумму в 700 млн. долларов. Помимо национальных компаний инвестировали в Грузию и частные казахстанские компании.

Потом была война 2008 года и финансовый кризис, после чего все направления стали развиваться по инерции, спонтанно и нерегулярно.

После того, как с 2011 года были запущены прямые авиарейсы из Казахстана в Грузию (Air Astana), ежегодный прирост потока туристов из Казахстана составляет 26%. Казахстан входит в топ-пятерку самых растущих направлений в Грузии среди таких стран, как Израиль, Германия, Польша и Иран.

Если в 2011 году Грузию посетили 10 тысяч туристов из Казахстана, то в 2019 году их число составило 118 тысяч человек. С нынешнего года прибавились полеты казахстанского лоукостера FlyArystan, который будет выполнять регулярные рейсы в Кутаиси и Батуми из трех городов Казахстана: Атырау, Актау и Нур-Султана. Новые авиарейсы позволят вдвое или даже втрое увеличить приток туристов.

В Казахстане действуют социальные пакеты, включающие оплату путевок работникам, финансируемые компаниями. И это хорошая возможность для Грузии.

У казахстанских граждан традиционно пользовались популярностью бальнеологические курорты Грузии, горы и море. Кроме того, нет языкового барьера.

Ежегодно 10 млн. человек из Казахстана вызжает заграницу, а исходя из показателей числа визитеров в Грузию в 2019 году, мы можем получить до пяти процентов туристов из Казахстана. Но у нас нет соответствующей инфраструктуры и необходимо работать в этом направлении.

Как в условиях пандемии развивалось торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие между нашими странами?

  • Несмотря на пандемию, в Грузии реализуются проекты на 30 миллионов долларов с участием казахстанского капитала и готовятся проекты еще на 70 миллионов. Важно отметить проект развития бальнеологического курорта Шови в регионе Рача, которым с 2016 года занимается бизнес-группа «Евразия Инвест».

Мы подготовили концепцию развития Шови, в чем нам помогла международная компания Ernst&Young, подключили к проекту австрийскую компанию, которая имеет большой опыт в планировании горных курортов.

Казахскому инвестору принадлежит 60% курорта, однако, несмотря на это, мы спроектировали 100% курорта как единую систему и разработали наши рекомендации. Вместе с немецкими специалистами мы провели анализ минеральных вод Шови и установили, что здесь можно развивать бальнеологический курорт. Строительные работы планируется начать в 2022 году, и курорт поэтапно начнет принимать отдыхающих в 2024-2025 годах.

В сентябре мы планируем открыть отель Holiday Inn Express в Тбилиси. Это также казахские инвестииции.

– Какие барьеры для бизнеса существуют сегодня в Грузии?

– В первую очередь, это судебная система, которая абсолютно туманна и ограничивает интересы любого инвестора. Абсолютно непрогнозируемы сроки принятия решений.

Государственная бюрократия также является большим препятствием. Госструктуры перегружены, не в состоянии принимать быстрых решений. Тем бизнесменам, кто уже работает в Грузии, легче общаться с госструктурами, так как у них уже есть опыт. Но перед новыми инвесторами, у которых нет так называемого «путеводителя», дорога полна сложностей.

Наша бизнес-ассоциация играет роль путеводителя-моста для грузинского и казахстанского бизнеса по различным направлениям: торговле, туризму, инвестициям. У нас нет быстрой пропускной способности инвестиционных проектов и надо над этим работать, если мы хотим развития Грузии. Грузии нужны инвестиции в размере около 2 млрд. долларов в год, чтобы добиться быстрого развития, получить экономический рост 6-7%.

– В каких объемах Казахстан пользуется возможностями транзита через Грузию?

– В очень малых. Наибольший объем экспорта из Казахстана составляют непереработанные нефтепродукты. Через Грузию нефтепродуктов идет очень мало, так как они экспортируется в основном через Россию.

– Азербайджан планирует реализовать южный транспортный коридор через территорию Армении с прямым выходом на Турцию. Насколько серьезную конкуренцию этот коридор может составить казахстанскому транзиту через Грузию?

– У этого коридора один минус — очень сложный ландшафт. Конечно, политически все можно отрегулировать, но это потребует больших затрат и инвестиций. Коридор имеет свои переспективы, но достаточно далекие. Но это не значит, что наш коридор не работоспособен. Потребление товаров в мире растет и мы думаем, что наш коридор не потеряет своего значения.

– Казахстанско-грузинским экономическим союзом и TBC Capital были проведены исследования экономических отношений Грузии и Казахстана. Что они показали?

– Были проведены исследования по макроэкономике в период за 2006-2020 гг. Результаты показали, что для развития экономических связей между странами необходимы дополнительные усилия. Этой цели служит Казахстанско-Грузинский экономический союз. Исследование показало, что товарооборот между нашими странами очень низок. Так, за период 2015-2019 годы 14% реэкспорта из Грузии шло в страны Средней Азии, из которых только 3% – в Казахстан. Подробное исследование реэкспорта позволит выявить товары, пользующиеся спросом. Экспорт напитков, текстиля и одежды из Грузии в Казахстан характеризуется растущей динамикой, хотя по другим категориям в последние годы имеется тенденция к снижению.

Что касается туризма, то в 2011-2019 годах общее количество приезжающих в Грузию в среднем росло на 14% в год, в то время как количество посетителей из Казахстана одним из самых высоких и увеличилось на 26% за тот же период. Приток туристов из Казахстана характеризуется лучшими показателями, как, например, средняя продолжительность посещения – 7 дней, в среднем расходы визитера составляет 1800 лари. По этим данным он равен таким странам, как Германия, Польша, Китай и Израиль.

– Казахстан – ведущий экспортер пшеницы. Каковы перспективы поставок зерна через Грузию в другие страны?

– Казахстан экспортирует большие объемы пшеницы, но не через грузинский коридор. Причина в том, что нет объемов поставок через Грузию, высока стоимость логистики. Для диверсификации поставок зерна Казахстану необходим независимый проход на мировые рынки, где его конкурентом не является та же Россия, здесь свою роль могут сыграть грузинские морские порты.

Казахстан может выходить с помощью нашего коридора на такие рынки, как страны Африки, страны ЕС, Турцию. Если пойдут большие объемы из Казахстана, то обратный поток грузов понадобится уже и самому Казахстану.

Действует международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (средний коридор) -ТМТМ», членами которой являются Казахстан, Азербайджан и Грузия, и которая которая реально работает над этими вопросами. Но в данном случае не хватает трейдеров, заинтересованных этим направлением.

Мы изучили проблемы товарооборота и если какие-то то грузы не идут через Грузию в Казахстан — это, в первую очередь, вопросы тарифов. Необходимо составить конкуренцию альтернативным коридорам, выстраивать тарифную политику с Грузинской железной дорогой, Азербайджанской железной дорогой, разными портовыми инфраструктурами, создать единый тариф, который поможет привлечь грузы.

– Каковы планы экономического объединения на ближайший период?

– В конце июня мы представим наш план, выберем директора нашей огранизации. Наша основная цель – играть роль медиатора между секторальными игроками, между государственными структурами. Планируем проведение встреч и экономических форумов по разным направлениям. У Грузии и Казахстана нет политически нерешенных вопросов, у наших стран практически одинаковые геополитические интересы, обе развивающиеся страны. И у обеих стран интерес по отношению к друг друга.

Лика Жоржолиани, специально для newcaucasus.com