Грузия-Китай – «шелковые» отношения

3844

В этом году исполняется десять лет предложенной Китаем инициативе «Один пояс – один путь» (BRI).

На сегодняшний день Китай подписал более 200 документов о сотрудничестве с более чем 150 странами, 30 международными организациями, реализовал в рамках инициативы свыше трех тысяч совместных проектов от Евразии до Африки, Латинской Америки и Западной Европы.

Совокупные инвестиции инициативы за десять лет достигли одного триллиона долларов, а среднегодовой рост торговли товарами со странами, расположенными вдоль «Пояса», составил 8%, было создано более 420 тысяч рабочих мест.

Исторически Грузия занимала важное место в развитии Шелкового пути. И сейчас власти страны считают участие Грузии в развитии Нового Шелкового пути приоритетным.

Можно отметить, что Грузия стала одной из первых стран, отреагировавших на инициативу председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс – один путь» и в 2015 году подписала меморандум о сотрудничестве с китайской стороной. Впоследствии было подписано Соглашение о свободной торговле между Грузией и КНР.

«Один пояс — один путь» включает в себя две инициативы: «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и «Морской Шелковый путь XXI века», выдвинутые Си Цзиньпином в сентябре-октябре 2013 года во время визитов в страны Центральной и Юго-Восточной Азии. Основное китайского предложения состоит из пяти пунктов: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление отношений между народами.

«Один пояс — один путь» охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе «новые экономики», и развитые страны. На территории проекта проживает около 63% населения планеты, а предположительный экономический масштаб составляет 21 трлн. долларов США.

Средний коридор

«Средний коридор» (Middle Corridor) – это международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. В течение последнего года «Средний коридор» зарекомендовал себя как жизнеспособная альтернатива маршрутам, проходящим по территории РФ.

Как отметил в ходе визита в Китай премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, «Средний коридор» через Грузию связывает Китай с Европой, доставка грузов от китайской границы до рынка ЕС занимает до 15 дней.

«В прошлом году с нашими дружественными странами – Казахстаном и Азербайджаном мы подписали комплексное руководство, включающее стратегические меры по устранению пробелов и развитию «Среднего коридора» в период 2022-2027 годов. В данном руководстве речь идет о конкретных действиях, связанных с развитием транспортно-логистической инфраструктуры, оптимизацией производства, реализацией единой тарифной политики, цифровизацией коридора и совершенствованием нормативно-правовой базы. Грузия осуществляет крупные капиталовложения в развитие транспортной инфраструктуры, чтобы обеспечить достаточную пропускную способность на ближайшие годы», – сказал он.

С точки зрения увеличения международных перевозок и развития торгово-экономических отношений в Грузии реализуются такие крупные инфраструктурные проекты, как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, параллельно осуществляется модернизация Грузинской железной дороги, вкладываются инвестиции в высокоскоростную дорожную инфраструктуру.

В 2022 году объемы перевозок грузов по этому маршруту выросли в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом, достигнув 1,5 млн. тонн. В 2022 году по линии Баку – Тбилиси – Карс было перевезено более 432 тыс. тонн грузов.

Также важную роль в развитии транзитной роли Грузии и «Среднего коридора» играет строительство глубоководного порта Анаклия.

По мнению профессора, декана факультета экономики и менеджмента Университета имени Григола Робакидзе Вахтанга Чарая, роль Китая в этом процессе будет решающей, так как без участия Китая полноценное функционирование порта Анаклия практически невозможно.

«Я считаю, что грузинское государство должно сделать максимум для того, чтобы подключить китайских партнеров к этому проекту. Возможно, китайская сторона будет не единственным партнером в проекте, однако сам факт их участия уже станет гарантом для полноценной работы порта. Со своей стороны, у Китая есть интерес к поставкам товаров через Грузию, есть финансовые возможности для инвестиций.

Грузии нужен новый крупный порт, намного крупнее, чем Батумский и Потийский порты», – отмечает экономист.

Свободная торговля     

Грузия стала первой в регионе страной, оформившей соглашение о свободной торговле с Китаем. С 1 января 2018 года соглашение вошло в силу, что дало возможность экспортировать грузинскую продукцию и услуги на китайский рынок без таможенных пошлин, с нулевым тарифом.

После заключения этого соглашения Грузия стала первой и одной из немногих стран в мире, заключивших соглашения о свободной торговле как с ЕС, так и с Китаем. Что, естественно, может и должно быть привлекательным фактором для привлечения иностранных инвесторов, в том числе из КНР.

Стратегическое партнерство

Китай и Грузия сделали еще один шаг к сближению и объявили об установлении стратегического партнерства между двумя странами.

Решение было принято в ходе визита премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили в КНР, который состоялся в период с 26 июля по 1 августа этого года.

Во время встречи председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Грузия и Китай устанавливают стратегическое партнерство, которое выведет двусторонние отношения на новый уровень.

«Прошел 31 год с тех пор, как мы установили дипломатические отношения. Китайско-грузинские отношения развиваются здоровым и стабильным образом. Политическое доверие двух стран прочно, заметны результаты сотрудничества в различных сферах. Грузия является другом и хорошим партнером Китая. Как бы ни развивались события на международной арене, отношение Китая к развитию отношений с Грузией не изменится. Китай и Грузия должны работать вместе, чтобы придать импульс лучшему развитию нашего стратегического партнерства», – сказал председатель КНР.

«Стратегическое партнерство» двух стран включает в себя четыре направления: политическое, экономическое, межнациональные и культурные отношения, а также международное.

Стороны заявили о готовности к дальнейшему увеличению объемов двусторонней торговли, расширению товарной номенклатуры, увеличению экспорта товаров и услуг из Грузии в Китай.

Стороны также выразили готовность развивать отношения в направлении научно-технического сотрудничества, возобновить действие соглашения о сотрудничестве в области науки и техники, которое было подписано в 1993 году между КНР и Грузией.

Кроме того, Грузия поддержала инициативу глобальной безопасности, предложенную Китаем.

Вахтанг Чарая оценивает соглашение о стратегическом партнерстве с КНР как очень важный шаг со стороны Грузии.

«Без стратегического партнерства с КНР невозможно развитие транзитной роли, о важности которой уже десятилетиями говорят в Грузии. Без стратегических интересов со стороны Китая в Грузии, не будет транзитного хаба, не будет необходимости в строительстве порта Анаклия, модернизации и расширения железной дороги, и осуществления других стратегически важных проектов. Очень важно, чтобы в Грузию поступали китайские инвестиции и Китай перенес бы сюда определенную часть своих предприятий, что станет для нас дополнительным доходом.

Сегодня мы можем предложить Китаю устойчивое и стабильное партнерство. В Грузии привлекательная бизнес-среда, отличный потенциал для роста, страна имеет выход на рынок ЕС, есть переспектива более активного сотруднивества с Японией, США, Индией и Израилем. То есть, Грузия представляет очень хорошую платформу для введения бизнеса.

К сожалению, наши другие стратегические партнеры, США или ЕС, не выходят с такой масштабной инициативой, которая необходима Грузии. Сегодня доля США и ЕС в общем объеме инвестиций недостаточна и не хватает тем запросам, которые существуют в Грузии.

Потому необходимы дополнительные ресурсы, дополнительная экономическая активность. Если бы грузино-китайское партнерство категорически было неприемлемым для США и ЕС, то нам дали бы это понять, однако, подобных заявлений с их стороны не было. Соответственно, они понимают нужды Грузии и не опротестовывают это решение», – говорит Вахтанг Чарая.

Отдельно можно отметить, что в этом году 26-27 октября в Тбилиси пройдет 4-й форум «Шелковый путь», тема которого – «Соединяя сегодня устойчивое завтра» (Connecting Today Resilient Tomorrow).

Безвизовый режим

С 11 сентября этого года Грузия ввела безвизовый режим для граждан КНР. Граждане Китая теперь могут без визы находиться в Грузии 30 дней.

По мнению профессора ТГУ Иосифа Арчвадзе, это решение благотворно повлияет на развитие туристической сферы Грузии.

«Китайцы – очень активные туристы и после введения безвизового режима у них появится дополнительный стимул посетить Грузию. И нам есть, что предложить им. Мы должны использовать новые возможности и укреплять экономические и культурные связи с Китаем как со страной, обладающей огромным геополитическим влиянием. Развитие дружеских отношений будет также способствовать и укреплению безопасности, и более устойчивому развитию Грузии», – считает Иосиф Арчвадзе.

P.S.

Китай входит в пятерку основных торговых партнеров Грузии. Товарооборот между двумя странами в 2022 году вырос на 25,8% по сравнению с 2021 годом и составил 1,8 миллиарда долларов. В первой половине этого года товарооборот между Грузией и Китаем составил $795 млн., однако к концу года ожидается значительный рост этого показателя.

В целом за последние десять лет товарооборот между Грузией и Китаем утроился. Если в 2012 году оборот составлял всего $640 млн., то в 2022 году он приблизился к отметке почти $2 млрд. Инвестиции из Китая впервые поступили в Грузию в 2002 году и составили 2,5 миллиона долларов, а самого высокого уровня – 220 миллионов долларов достигли в 2014 году, что составило 12% от общего объема инвестиций. Около 200 компаний, созданных с участием китайского капитала, зарегистрированы в Грузии и имеют активный статус.

Лика Жоржолиани, специально для newcaucasus.com