Безвкусие и примитив. Тотально

2620

Одну из основных причин тотального безвкусия и примитивности, царящих сегодня в нашей стране, надо искать в тех людях, которых в советское время подсовывали народу под видом поэтов, писателей, общественных деятелей, и в их произведениях, издаваемых огромными тиражами.

Правда, советское правительство вело жесткую борьбу с безграмотностью, массово научило людей читать и писать, перевело на наш язык многие образцы мировой классики. Отрицать это было бы несправедливо, но наряду с этим советские власти различными способами заставляли тех самых людей, которым они дали образование, читать бесчисленные произведения, полные лжи.

Живя в закрытой стране, советские писатели оставались в стороне от происходивших в мире литературных процессов, тенденций, новых веяний и течений. И это сделало советскую литературу серой и примитивной.

Вообще, там, где нет свободы выражения, там открывается широкий простор для разного рода конъюктурщиков. Люди чести подвергаются давлению и, не желая лгать, замыкаются в себе. Те же, чья мораль не знает никаких преград, используют отсутствие свободы слова как возможность сделать себе карьеру и прославиться.

Но отвлечемся пока что от Азербайджана. Мы можем даже отчасти подбадривать себя тем, что в период советского правительства наша литература находилась еще в зачаточном состоянии. Самый сильный же удар в плане литературы советское правительство нанесло русским.

Можно уверенно заявить, что советское правительство уничтожило великую русскую литературу. Русская литература опошлилась, посерела, и поистине утратила свою мощь. Лишь несколько человек смогли уберечься от этой серости (Платонов, Булгаков, Бродский, Пастернак…), да и те находились в постоянных контрах с властями.

А первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию, Бунин и вовсе жил в эмиграции.

Конечно, опытные спорщики могут назвать пару-тройку советско-русских писателей 20-х годов, и, тем самым, не согласиться со мной… Но напрасно. Потому что речь идет об уничтожении великой русской литературы в целом.

Вернемся к нам самим. Выше мы отметили, что отсутствие свободы выражения и конкуренции создает прекрасные возможности для конъюктурщиков.

Ничего себе: отправить в ссылку такого гения как Гусейн Джавид, расстрелять прирожденного поэта Микяила Мушвига, уничтожить живую историю в лице Омар Фаиг Неманзаде, а вместо них насильно сварганить поэта и общественного деятеля из такой серой личности как Расул Рза. Чтобы он, в свою очередь, подсунул народу в качестве писателя и общественного деятеля своего еще более серого и бездарного сына. Ну а сын продолжил эту «славную тенденцию», выдавая за писателей уже собственных детей.

Понимаете масштабы трагедии? Но происходящие события, статьи и интервью говорят о том, что многие этих масштабов не понимают. И мало того, что не понимают, а даже и не хотят принимать самые простые истины, доступные, казалось бы, каждому. И даже пытаются представить эту трагедию как народное достижение.

Высокие тиражи писателей и поэтов, взращенных советским периодом, все еще пугают публику. При том, что каждый, кто хоть немного умеет мыслить, должен воспринимать минимум как невоспитанность и аморальность то, что графоманы, в советское время получавшие премии, отдыхавшие на курортах и кайфовавшие в домах творчества, после развала СССР выдают себя за мучеников-диссидентов. Но, увы, такую элементарную истину нельзя объяснить даже ученым мужам, гордо именующим себя профессорами истории.

Да, точно так, как в советское время из доярок и пастухов, с трудом пишущих свое имя, делали депутатов, так же и какого-нибудь тамаду превращали в поэта-философа и общественного деятеля. Это очень просто сделать в закрытой идеологизированной стране, обладающей мощными ресурсами управления и населенной людьми с несформировавшимся вкусом.

В условиях свободной конкуренции Бахтияр Вахабзаде мог бы стать разве что тамадой на свадьбах, но советское правительство подсунуло его народу как философа и поэта.

И по сей день никому ничего невозможно растолковать. Для меня Бахтияр Вахабзаде – показатель безвкусицы и примитивности. В этом плане он является очень точным барометром. Он не имеет никакого отношения к поэзии. И все полученные им премии и высокие тиражи его книг никак не могут помешать мне утверждать это.

Эти тиражи и награды могут пустить пыль в глаза тем, кто совсем не разбирается в литературе. Но пусть хоть сам Шекспир воскреснет, явится ко мне и скажет, что Бахтияр Вахабзаде – поэт, я отвечу: «Шекспир, забирай свои поэмы и ступай отсюда».

За последнее время я прочитал много произведений местных авторов советского периода. Не знаю, даже, как все это назвать… Пустота? Бессмысленность? Пустословие? Но нет, даже у пустоты, бессмысленности и пустословия должны быть какие-то границы.

Человек, назвавшийся писателем, должен испытывать хоть какую-то ответственность, садясь за стол, чтобы что-то написать. Но из прочитанного я сделал вывод, что у этих людей не было ни грамма писательской ответственности. Как можно писать столько лжи? Как можно опускаться до такой низости? Как можно быть такой дешевкой?

Ей-богу, умение так врать само по себе может считаться особым талантом. Эта ложь заставляет читателя, заложив книгу пальцем, начать внутренний диалог. Ты спрашиваешь сам себя, где находился этот описываемый двор, где жили эти люди? Почему я никогда не встречал ни таких дворов, ни таких людей? Будто эти описываемые события разворачивались на другой планете. Ну, разве ж можно быть настолько далекими от реальности, настолько искусственными? Ужас. Просто ужас.

Совсем недавно на литературном сайте я прочел большущее интервью одного из самодельных, «парниковых» писателей, которого в литературу внес на руках его отец. У бесстыдства тоже должен быть какой-то предел, но, читая это интервью, я понял, что в лице некоторых людей бесстыдство пределов не имеет.

Этот человек называет диссидентом своего отца – обладателя различных советских наград, вдоволь нагулявшегося по курортам и домам творчества, и всячески пропагандировавшего советскую власть в своих полных лжи произведениях. Того самого отца, который сравнивал с цветущими маками девушек и молодых женщин, изможденных работой на хлопковых полях, согнувшихся в три погибели от непосильного труда.

Правда, сын за отца не в ответе, но если этот сын хочет превратить отца, расхваливавшего советскую власть, в диссидента, сделать из него идола, то ему надо хорошенько дать по голове этим же самым идолом.

Но многие в нашей стране, вместо того, чтобы разгромить эти ложные идолы, поклоняются им. Да еще и называют врагами тех, кто в этих идолов не верит, и указывает на их ложность.

Самая серьезная проблема заключается в том, что дети и другие родственники серых бездарных писателей и поэтов советских времен все еще сидят на высоких должностях. И, пользуясь служебным положением и ресурсами, тиражируют произведения этих графоманов, продолжая таким образом портить общественный вкус.

В этом плане в нашей стране все еще сохраняется то же отношение к литературе, что демонстрировало советское правительство. И Союз писателей выполняет функцию министерства литературы.

Литературный вкус нашего народа так сильно портится в средней школе, что очень трудно потом сформировать этот вкус заново.

Сеймур Байджан

Фото И.Чихладзе