Обзор зарубежной прессы за 22.03.2010

    501

    Обзор зарубежной прессы за 22.03.2010Азербайджан с его природными ресурсами может сыграть важную роль в ослаблении контроля России над энергетикой ЕС, если будут проложены и пущены новые трубопроводы, пишет британская газета «The Independent».

    Азербайджан, в котором располагается месторождение Шах-Дениз II, разрабатываемое под руководством BP, должен стать крупным поставщиком газа в трубопровод Nabucco длиной в 3300 км, который будет пролегать из турецкого Эрзурума в Австрию, пишет автор статьи. При этом Nabucco, строительство которого должно начаться в следующем году и по которому будет поставляться газ тремя годами позже, столкнулся с проблемами с планом затрат, вопросами транзита и даже войны.

    «Я думаю, что через несколько лет, когда политическая ситуация с Ираном и Ираком стабилизируется, мы сможем быстрее реализовать проект Nabucco», – утверждает министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев, который понимает, что нынешний график соблюсти невозможно. «Я не думаю, что строительство будет через год или два. Такие страны, как Ирак, Иран и Туркмения, должны присоединиться к этому проекту», – говорит он.

    Существенное препятствие было удалено в прошлом году, когда в Анкаре было подписано межправительственное соглашение между Турцией и странами ЕС. Парламент Турции недавно ратифицировал документ, который обеспечивает правовую основу строительства и работы трубопровода.

    «Это позитивный шаг… но не последний шаг, – продолжает Алиев. – Мы не знаем, кому принадлежит территория (по которой будет пролегать газопровод): это правительственные территории или частного сектора?»

    Между Азербайджаном и Турцией имеются разногласия, часть из которых имеет политическую подоплеку. До сих пор ведется спор по вопросу о том, во сколько обойдется Азербайджану транзит газа через Турцию. «Как мы будем поставлять газ в Nabucco, если у нас нет права транзита через Турцию?» – риторически восклицает Алиев.

    Обзор зарубежной прессы за 22.03.2010«Однажды прошлым летом, когда снайперы, засевшие на крышах, стали открывать огонь по милиционерам, жена полковника Мухтара Мухтарова загородила собой дверь и отказалась выпустить мужа из дома, пока он не переоденется из форменной одежды – в гражданскую», – пишет корреспондент «The New York Times». Мухтаров безропотно пошел в спальню переодеваться в гражданскую одежду. Его 20-летний сын Гасан, лейтенант милиции, «меняется номерными знаками с друзьями, чтобы его было труднее выследить».

    Все это свидетельствует о том, до какой степени в Дагестане дестабилизировалась ситуация, полагает издание. По данным местного МВД, за прошлый год были убиты 58 милиционеров, причем многие при исполнении задания или на посту. «Боевики – среди них есть и радикальные исламисты, и неприкаянная молодежь, и обыкновенные преступники, и рядовые бойцы «частных армий» – просто растворяются в городе, и на следующий день в новостях их именуют «неустановленными лицами», – пишет газета. Теперь большинство милицейских машин в Дагестане лишено опознавательных знаков, каждого сотрудника ДПС в Махачкале охраняет спецназовец с автоматом на изготовку, и все же родственники и друзья уговаривают новоиспеченных милиционеров уйти в отставку.

    «Россия пытается искоренить боевиков-подпольщиков с конца 1990-х, когда сепаратисты переместились в Дагестан с баз в соседней Чечне», – продолжает автор. Но, поскольку Москва предпочитает изображать этот конфликт не как политический, а как проблему с соблюдением правопорядка, бремя борьбы с ней во многом взвалено на милицию, утверждает Алексей Малашенко из Московского Центра Карнеги.

    «Эта схватка вызывает негодование общества: после антитеррористических операций часты сообщения о похищениях и гибели мирных граждан, хотя среди толпы людей в масках, увозящих подозреваемых, трудно разобрать, кто работает на федеральные власти, а кто – на милицию», – говорится в статье.

    По мнению автора, «в культуре, которая значимое место отводит мести, милиционеры в форме стали своего рода козлами отпущения за всех людей в масках – за само правительство – так как они не могут спрятаться».

    Подполковник Марк Толчинский, официальный представитель МВД Дагестана, не возлагает особых надежд на новые меры безопасности, но отмечает, что желающих служить в милиции не убавилось, так как в Дагестане плохо с работой.

    Полковник Мухтаров обеспокоен неуважением к блюстителям порядка, но признает, что «часть вины лежит и на милиционерах ввиду их жестокой тактики по борьбе с террористами в минувшем десятилетии».

    «Но трудно оставаться объективным, когда убивают твоих друзей», – отмечает «The New York Times».

    Обзор зарубежной прессы за 22.03.2010Кристал Каллахан, канадке, бывшей модели, а теперь ведущей первой в Чечне англоязычной передачи, посвящена статья, опубликованная в «Süddeutsche Zeitung». Аудитория Кристал – это не американские зрители, а власть в Грозном. Поэтому она рассказывает «не об ужасах этого мира, а о красотах послевоенной Чечни», пишет обозреватель немецкого издания.

    О пытках, убийствах и похищениях людей Кристал ничего не известно. «Мои друзья об этом даже не упоминали», – говорит она. Бывшая модель считает, что бояться здесь некого, она объездила всю Чечню. Только в бюро правозащитной организации «Мемориал» Кристал побывать не удосужилась.

    На сайте chechnyatoday.com и с телеэкрана она рассказывает об открытии первой тюремной мечети в Чечне, о первом международном рейсе из грозненского аэропорта в Мекку, о новом торговом центре «Грозный-сити» с кинотеатром и катком. Ее блог называется Groznygossip и посвящен, прежде всего, моде и местному бомонду, певцам, танцорам, муфтиям.

    Как модель из Торонто превратилась в рупор политика, которого не приемлет ни одна свободная страна? – задается вопросом немецкий журналист. Ее отец – афроамериканец, бизнесмен, мать – канадка ирландского происхождения. Родители меняли города – Торонто, Мичиган, Лос-Анджелес. В 16 лет Кристал стала моделью и переехала в Японию, хотя черным там нелегко. «Чеченцы толерантнее», – говорит она.

    После разрыва со своим другом-пакистанцем Кристал начинала интересоваться исламом и узнала о Чечне. Тогда все говорили о терактах и террористах-самоубийцах, однако она открыла для себя танцующих детей и старую культуру. Три года назад она приехала в Чечню на съемки. С тех пор она дружит с министром печати. Когда он предложил ей собственную передачу, она согласилась.

    Вот уже восемь месяцев раз в неделю она появляется на телеэкране. В платке и длинной юбке. В Чечне для нее открыты все двери, и Кристал «спрашивает о том, о чем расспрашивать безопасно, и не замечает того, что видеть нельзя».

    Культ личности с портретами Кадырова, «известного своей жестокостью», пишет автор, вызывает отвращение у многих чеченцев. Однако Кристал Каллахан находит Кадырова «потрясающим». «Как он восстановил страну! Он все время в разъездах, следит за динамикой, раздает указания», – восхищается она.

    Обзор зарубежной прессы за 22.03.2010В субботу тысячи россиян приняли участие в антиправительственных митингах, в том числе без малого 3 тысячи – в Калининграде, утверждает корреспондент «The Washington Post». Калининградский митинг был несанкционированным: власти пытались его предотвратить, а лидеры оппозиции объявили об отмене, опасаясь силовых действий милиции.

    «Константин Дорошок, один из лидеров акции протеста, говорит, что вел переговоры с неким московским чиновником и тот разрешил мирную демонстрацию при условии, что участники не потребуют отставки Путина. Однако, по словам Дорошка, позднее чиновник прилетел в Калининград и сообщил, что другие силы в Москве, настроенные спровоцировать кровопролитие и изобразить манифестантов радикальными сепаратистами, отменили эту договоренность», – говорится в статье.

    Дорошок отменил митинг, однако манифестанты все равно собрались в намеченном месте, призвали к отставке Путина и губернатора Георгия Бооса, отмечает «The Washington Post».

    Политика ослабления оппозиционных партий вышла Кремлю боком: такие акции организуются не партиями, и потому Кремлю не с кем вести переговоры о сдерживании протестов, прокомментировал Николай Петров из Carnegie Moscow Center.

    Обзор зарубежной прессы за 22.03.2010Около дюжины российских городов отметились демонстрациями, в ходе которых тысячи участников вышли на улицы, протестуя против авторитарного курса Кремля и падения уровня жизни, при этом количество демонстрантов уступало ожидаемому, продолжает тему британская «The Financial Times».

    «В большинстве крупных городов власти подкупали лидеров оппозиции, либо воздействовали на них лестью или угрозами, стараясь нейтрализовать. Если это не удавалось, ОМОН быстро разбирался с манифестантами», – говорится в статье.

    В Калининграде оппозиция отменила митинг, но от 1 до 2 тысяч человек в субботу устроили флэш-моб, «потрясая в воздухе мандаринами, которые стали символом протеста против губернатора Бооса», пишет газета. Во Владивостоке более тысячи человек протестовали против пошлин на ввоз иномарок, в Иркутске около тысячи – против возобновления работы Байкальского ЦБК («они громко приветствовали призыв Бориса Немцова к отставке Путина», сообщается в статье). В Москве милиция разогнала демонстрацию на Пушкинской площади и задержала 30 человек, а в целом по городу – еще 40.

    Оппозиция воодушевлена тем, что россияне, отбросив апатию, выходят на улицы, и планирует новые митинги на ближайшие недели, замечает «The Financial Times».

    Обзор зарубежной прессы за 22.03.2010В Москве были задержаны как минимум 70 участников субботней акции протеста против социально-экономической политики правительства Владимира Путина, прошедшей в рамках всероссийского «Дня гнева», пишет в свою очередь испанская газета «El Mundo».

    «Как обычно, марш оппозиции не был разрешен мэрией Москвы, что привело к столкновениям манифестантов с ОМОНом», – отмечает корреспондент издания. В результате ОМОН задержал несколько десятков человек, которые были обвинены в административных правонарушениях.

    «Разрозненность российской оппозиции – причина ее нынешней неспособности единодушно продемонстрировать несогласие», – подчеркивает издание. Глава правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов сравнил трудности, с которыми сталкивается российская оппозиция, с положением оппозиционеров в Иране: «В очередной раз стало очевидно, что в России не соблюдается 31-я статья Конституции, гарантирующая свободу митингов и шествий», – приводит газета слова Орлова.

    Робкий рост недовольства россиян начался на выборах в местные органы власти в прошлое воскресенье, когда путинская партия «Единая Россия», хоть и одержала победу, но со значительно меньшим перевесом, чем на предыдущих, отмечает «El Mundo».

    ПОДЕЛИТЬСЯ