Натик Джафарли: в Азербайджане растет число исламистов

1131

Усиление «исламского фактора», внутриполитическая ситуация, демократические движения в Азербайджане. Об этом и другом рассказывает в эксклюзивном интервью newcaucasus.com соучредитель и исполнительный секретарь движения РЕАЛ (Республиканская Альтернатива) Натик Джафарли. Количество исламистов в Азербайджане растет, считает эксперт. «Их труднее запугать чем демократов. Мы можем не соглашаться с их позицией, с их видением мира, но у этой идеологии куда больше мобилизационной силы, чем у демократов», – говорит Джафарли.

– Недавно было совершено нападение на известного писателя и журналиста Рафика Таги, он госпитализирован. Как по-вашему, кто стоит за этим покушением?

– Как мне кажется, за покушением на Рафика Таги, стоит предупреждение от определенных кругов в Иране. Этим самым, иранская сторона хочет показать свое влияние и способность действовать на территории Азербайджанской республики. Я не думаю, что власти страны каким-то образом замешены в этом деле, но правоохранительные органы, просто обязаны четко и своевременно расследовать это дело, выяснить все обстоятельства, всех участников этого нападения. В противном случае, власти будет нести ответственность за этот инцидент, который вызвал бурю возмущения среди активистов гражданского общества. Будем надеяться, что в ближайшее время все виновники этого нападения будут наказаны.

– Насколько реален риск «исламизации» Азербайджана?

– Еще несколько лет назад публиковались предупреждения местных и иностранных экспертов о том, что в условиях борьбы с демократическими силами в Азербайджане будет расти влияние ислама. Если отнять у населения демократические формы протеста, пассионарные группы будут уходить в ислам, который предоставляет готовые ответы на вопросы о справедливости. И, соответственно, возникает и уже действует несколько исламских направлений, кружков, которые собирают вокруг себя молодых людей. Как известно, у нас есть несколько направлений ислама – шиизм, суннизм, салафизм. Вокруг них собираются молодые люди. Пока что они не так политически активны, в основном, их требования связаны с требованиями о ношении хиджаба, с некоторыми мечетями, которые либо закрыли, либо разрушили. Были, как помните, массовые протесты перед министерством образования, которые показали, что они достаточно хорошо организованы и их много.

– Не кажется ли вам, что еще несколько лет назад демократическая оппозиция собирала большие митинги, а исламисты были не столь многочисленны?

– Да, количество исламистов растет — это факт. У них есть определенные преимущества перед демократами. Их труднее запугать чем демократов. Мы можем не соглашаться с их позицией, с их видением мира, но у этой идеологии куда больше мобилизационной силы, чем у демократов.

– Тюремные сроки, которые недавно присудили лидерам «Исламской партии Азербайджана» куда выше нежели тюремные сроки активистам демократических сил – от 12 до 10 лет. Не слишком ли это суровое наказание?

– Высказывания лидера Исламской партии было направило против «Семьи», а власти личных нападок не прощают. Кроме того, власти поняли, что исламисты опаснее демакратического лагеря. Однако высокие сроки на самом деле – не выход. Наоборот, эти аресты становятся факторами мобилизации для молодых исламских пассионариев. Самый большой митинг в последнее время состоялся в Нардаране, где 15 тысяч человек кричали – «хиджаб!».

– Каким вам видится выход из данной ситуации?

– Создать возможности для демократического лагеря проявить политическую активность. Но я лично выступаю за то, чтобы интегрировать в государственную политику и понятие «политический ислам». Это происходит уже сейчас в Тунисе, Египте, Ливии. Даже Запад, долгие годы боровшийся с политическим исламом, понял, что их лучше признать, чем с ними бороться. Десятилетиями США не признавали эту силу, сейчас же они с ней активно сотрудничают. Запад понимает, что политика – это всегда грязно. И потому ислам, став политическим, потеряет свою духовную составляющую. И даже уже сейчас внутри ислама возникают разные течения, он перестает быть единым, так как теряет общего врага в лице Запада. Когда борьба ведется не вооруженная, а политическая, появляются разные политические силы внутри исламского фактора. Уже сейчас в арабских странах проявляется крыло либерального ислама.

– Как вы думаете, почему был принят закон «Об экс-президентах» Азербайджана, согласно которому экс-президенты Азербайджана и их супруги будут обеспечены дипломатическими паспортами и их неприкосновенность будет охраняться законом?

– Закон «Об экс-президентах» как-то очень поспешно приняли. Это закон напрямую касается только двух человек – экс-президента Аяза Муталлибова и нынешнего президента Ильхама Алиева. Это очень важный момент. Есть, таким образом, две версии причины принятия этого закона. Первая версия, которая, кстати, будет интересна грузинам, — то что приняли этот закон под давлением России. Все знают что Муталлибов долго жил в Москве, и не секрет, что он является человеком России, российских властей. И принятие данного закона страхует его от преследований здесь в Азербайджане. В законе прописано, что бывший президент, также как и члены его семьи, не могут привлекаться к уголовной ответственности. Как известно, Аяз Муталлибов уже много лет живет в изгнании в Москве. Против него существует два уголовных дела, одно из них связано с трагедией в Ходжалы, и второе – с попыткой захвата власти. С принятием закона дела прекращаются, и он, в случае возвращения в Азербайджан получает полную свободу действий. Создавая эту силу, Россия будет иметь еще один рычаг давления на Азербайджан в виде Муталлибова. Кстати, буквально на днях Муталлибов уже заявил о своем намерении вернуться в страну.

Второй вариант — ныняшняя власть и президент в частности, хотят иметь гарантии для себя и членов своей семьи, на случай начала процессов наподобие «арабской весны». Главное в том, что это – конституциинный закон, а чтобы его отменить, необходим референдум, который в случае чего даст правителю дополнительное время.

– Как вы прокомментируете увольнение завкафедры Нефтяной Академии Рафика Алиева и гневные письма от имени «интеллигенции» против него?

– Это сценарии 37-го года, когда инакомыслящие считались врагами народа или психически неуравновешенными – ведь именно в этом сейчас обвиняют профессора Рафика Алиева. Эта кампания ведется не столько против него, сколько против интеллигенции, которая осмеливается на критику властей. Во время форума интеллигенции, Рафик Алиев, всемирно известный режиссер Рустам Ибрагибеков, Эльдар Намазов, Джамиль Гасанли высказали критику власти в связи с коррупцией, отсутствием прав и свобод, с беззаконием в отношении личного имущества и многим, многим другим. Эта группа предложила семь шагов по улучшению ситуации. Предложения касались проведения реформ в стране, проведения политики, связанной со свободой слова, свободой собраний и другими свободами. Из-за того, что в группу входили уважаемые люди, у властей это вызвало сильную негативную реакцию, началась травля. Как объект травли Рафик-муаллим оказался первым . Сначала его с сняли с должности декана Нефтяной Академии, потом появилась «группа интеллигенции», подписавшая письма и обращения. И данные «интеллигенты» осуждали мнение интеллигенции, в том числе и Рафика Алиева.

Эти люди использовали старые советские аргументы — мол работает он на заграницу и хочет дестабилизации в стране. Мне кажется, такая бурная реакция связана с желанием пресечь инакомыслие среди интеллигенции, чтобы остальным это стало горьким уроком. Репрессии проводились не против Рафика Алиева конкретно, а против повторения подобных случаев в будущем. Но это не совсем удалось властям, так как впоследствии двое из подписантов отказались от своих подписей, и высказались совсем в другом русле, поддержали идеи форума по улучшению ситуации в стране. Единого фронта против Рафика Алиева не получилось. Для властей это должно стать сигналом, что сегодня – не 30-ые годы двадцатого века, что людей нельзя заставить молчать, а необходимо прислушаться и начать реальные реформы.

– Также была опубликована статья, направленная против профессора Рустама Ибрагимбекова…

– Да, именно. Его пытаются выставить меркантильным человеком, который хочет получить что-то для себя лично. Мол, ему отказали в строительстве Дома Кино, и поэтому он обозлился на власть. Можно подумать, что он дачу для себя строил.

– Что вы скажете о представителях молодежи, арестованных во время протестных акций, прошедших в апреле этого года?

– Мое мнение несколько отличается от мнения других демократов. Да, их арестовали для того, чтобы задушить в зародыше молодежную политическую активность. Но ведь это не первый случай. Сначала арестовывают, потом делают заключенных предметом торга с Западом. Скорее всего, на празднование Новруза или на Новый Год, но непременно перед «Евровидением» их всех амнистируют. И президент получит очередную благодарность от Европы и Госдепартамента США. Эта схема, к сожалению, успешно работает годами.

Вокруг этих арестованных, к сожалению, подняли большой шум, что играет на руку властям в контексте показательности репрессий. И оппозиция, к сожалению, идет на поводу, поддерживая поднятую шумиху. И когда власть освобождает очередных заключенных, она же и выглядит более положительно в глазах иностранных политиков. Получается, говоря словами американских дипломатов, «очередной шаг в сторону демократии». Надо говорить везде о том, что эта ситуация – обманный трюк, а людям, общественным активистам надо объяснять, что человек в авторитарной стране должен быть готов ко всему, в частности, и к арестам. Нельзя допускать героизации. В данной же ситуации будут многочисленные заявления, вплоть до западных НПО о том, что президент сделал большое доброе дело…

– Вы являетесь соучредителем и исполнительным секретарем движения РЕАЛ, расскажите о вашей организации.

– Это молодая общественная организация. Цель нашего движения состоит в том, чтобы институты власти, которые существуют согласно Конституции, наконец заработали. Среди наших целей – разделение ветвей власти, права и свободы, в том числе и экономические. К сожалению, в стране с годами растет зависимость от нефтяного фактора. На следующий год 73% бюджета напрямую официально зависит от нефти – это прямой трансфер с нефтяного фонда, далее налоги, и косвенная прибыль, связанная с нефтью. И эта ситуация – огромная угроза экономическому процветанию страны. Если завтра грянет новый кризис, то на этой волне ожидается понижение цен на нефть. Бюджет страны заложен исходя из стоимости нефти в 80 долларов за баррель, а если нефть упадет в цене, то бюджет понесет огромный урон.

Наша задача – разработка проектов экономического и политического реформирования страны. Мы разрабатываем пять региональных центров РЕАЛа. У нас будут представительства и в регионах. Мы проводим просветительскую работу, чтобы граждане понимали ситуацию и существующие тенденции в стране.

У РЕАЛа два сопредседателя – Ильгар Мамедов и Илькин Гадирли и 11 человек – члены правления. Также организация объединяет политических, экономических, военных экспертов.

Ариф Дадашев, специально для newcaucasus.com

Фото newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ