Ираклий Аладашвили: к войне между Азербайджаном и Арменией могут подключиться Россия и Турция

1142

Военный эксперт, главный редактор независимого военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили в эксклюзивном интервью newcaucasus.com рассказывает о возможных рисках со стороны российских военных баз на Южном Кавказе, о наращивании Россией вооружений в регионе. По мнению эксперта, Турция должна опасаться размещения Россией ракетных комплексов в Абхазии, а вероятность войны между Азербайджаном и Арменией он оценивает как «очень большую».

– Власти Грузии отказались продлевать соглашение с Россией о транзите российских военных грузов и персонала через свою территорию, 19 апреля грузинский парламент принял соответствующее постановление. Между тем, 12 апреля парламент Армении ратифицировал протокол о продлении пребывания российской военной базы в Гюмри до 2046 года. Возникнут ли у России в связи с решением Грузии проблемы со снабжением своей базы в Гюмри?

– Думаю, определенные проблемы возникнут. Базе в Гюмри постоянно нужна связь с Россией – хотя бы для приема на базу призывников и обеспечения возвращения домой демобилизованных военнослужащих. На Гюмрийской военной базе служат до 5 тысяч военнослужащих, скажем, около половины из них – жители Армении с российскими паспортами, но ведь другая половина – жители России. Наверняка Гюмрийской базе понадобится и пополнять вооружение. Да, довольно значимая часть вооружения (несмотря на недовольство Азербайджана) была перевезена в Армению во время вывода российских военных баз из Батуми и Ахалкалаки в 2006-2077 годах, однако для функционирования базы, как правило, нужны новые ресурсы. Тем более, что для российских военнослужащих в Армении ежегодно проводятся плановые учения на нескольких уровнях, в том числе ротные, батальонные, совместные с армянскими подразделениями. Кроме того, не нужно забывать, что российское военное присутствие в Армении – это не только военнослужащие на самой Гюмрийской базе, но и российские пограничники, которые совместно с армянскими пограничниками охраняют границы Армении с Турцией и Ираном.

– По информации грузинских властей, после войны августа 2008 года Грузия не давала разрешения на российский военный транзит. Как же в этот период обновлялись вооружение и контингент на базе в Гюмри?

– Вот именно, как? Скорее всего, через воздушное пространство Грузии, но при содействии армянской стороны. Самолеты летали по заявкам Армении, которая могла перевозить какие-то грузы и для этой базы. Может, одновременно использовался и другой маршрут. В любом случае, сейчас, когда ситуация определилась, в плане снабжения Гюмрийской базы Армении и России придется искать какой-то выход. Армении ведь является стратегическим военным партнером России. По тому же протоколу, касающемуся базы в Гюмри, подписанному этими странами в ходе визита в Ереван Дмитрия Медведева в августе прошлого года, и ратифицированному парламентом Армении 12 апреля этого года, Россия обязалась совместно с ВС Армении обеспечивать безопасность Армении в целом, тогда как до этого речь шла об охране границ только по линии внешних границ бывшего СССР (то есть из всех соседей Армении касалась лишь Ирана и Турции). Кроме того, Россия также взяла на себя обязательство по обеспечению Армении в этих целях вооружением и военной техникой.

Кстати, Азербайджан в прошлом году также подписал соглашение в связи с обеспечением своей безопасности – с Турцией. Этот договор предусматривает оказание Турцией помощи в случае нападения на Азербайджан, а также сотрудничество в военно-технической сфере. Так что в случае возобновления между Арменией и Азербайджаном военных действий к ним могут подключиться Россия и Турция.

– Вернемся к вопросу снабжения вооружением Гюмрийской базы. Какой маршрут, по вашему мнению, для этого будет использоваться?

– Теоретически есть несколько возможных маршрутов, но вот практически… Поставки на базу в Гюмри через Азербайджан на этом этапе можно исключить сразу – из-за нынешних армяно-азербайджанских отношений. Есть еще путь через Турцию, но я не думаю, что он будет использоваться. Во-первых, наверное, сыграет роль уровень армяно-турецких отношений. Во-вторых – фактор турецко-азербайджанского сотрудничества в военной сфере. Вряд ли Анкара пойдет против интересов Баку. В-третьих, Турция – член НАТО, а я сомневаюсь, что эта организация одобрит подобное поддержание военного присутствия России на Южном Кавказе. Есть еще путь через Иран. Несмотря на охлаждение на данном этапе ирано-российских отношений Иран, возможно, согласится пропускать российские военные грузы для Армении по своей территории. Тем более, что подобные прецеденты уже были – в 90-х годах прошлого века. Однако этот маршрут для России – самый протяженный и самый дорогостоящий.

Впрочем, остается и «обходной» путь. Самолеты гражданской и военной авиации Армении, которые, как и раньше, летают в Россию и обратно через воздушное пространство Грузии, берут на борт грузы двойного либо, военного назначения, предназначенные для армянских ВС. И теоретически, и практически есть шанс того, что часть этих грузов будет затем передаваться на базу в Гюмри. Грузинская сторона не сможет этому воспрепятствовать.

– Какие еще, помимо Армении, страны используют сейчас воздушное пространство Грузии для транзита своих военных грузов?

– Военный транзит осуществляется согласно заключенным нашим государством договорам. Кроме грузов ВС Армении, перевозящихся воздушным путем, это грузы ВС Азербайджана, транзит которых осуществляется и наземным, и воздушным транспортом, а также грузы двойного назначения НАТО в направлении Афганистана. Предназначенный для Афганистана груз сначала поступает в грузинские порты, а затем следует по железной дороге.

– Может ли Грузия на фоне напряженных отношений между Арменией и Азербайджаном успешно развивать военно-политическое сотрудничество с обоими этими государствами?

– Грузия должна иметь хорошие военно-политические отношения с обоими государствами, мы – соседи. Просто нужно соблюдать баланс. Недавно в Армении побывали министры обороны и МВД Грузии. Ничего плохого в этом нет. Однако теперь, думаю, настало время их визита в Азербайджан. Ничего плохого не будет и если, скажем, в учениях НАТО на территории Грузии примут одновременно участие и Армения, и Азербайджан. Считаю, Грузия не будет против, если такое, конечно, произойдет.

– Есть ли связь с усложнившимся для России снабжением Гюмрийской базы и усилением РФ военной инфраструктуры в Абхазии и Южной Осетии? Может, Россия решила перенести свой форпост на Южном Кавказе на оккупированные территории?

– Это интересный вопрос. Да, действительно, Гюмрийская база была главным военно-политическим форпостом России, но до августовской российско-грузинской войны. После этого ситуация изменилась, и в Цхинвальском регионе и Абхазии были обустроены, соответственно, 4-ая и 7-ая оккупационные российские базы. Кроме того, на административных границах Абхазии и Цхинвальского региона с остальной Грузией, помимо местных, стоят и российские пограничники, которые подчиняются непосредственно ФСБ. На каждой из тех баз – около 4 тысяч военнослужащих. Так что строительством этих баз Россия еще более укрепила свое военно-политическое присутствие на Южном Кавказе. Если Гюмри как бы «отрезана» от России, то базы на оккупированных территориях имеют с ней прямое сообщение – через Рокский тоннель и Псоу.

Думаю, база в Абхазии стратегически более важна для России с внешнеполитической точки зрения – она «контролирует» не только Южный Кавказ, но и весь Черноморский бассейн, о чем, кстати, не должны забывать все страны, имеющие выход к Черному морю, например, Румыния, Болгария, Турция. И, кроме того, там имеется аэродром. На базе также – зенитно-ракетные системы С-300. В оккупированной Абхазии дислоцированы и оперативно-тактические ракеты дальности 120 км – «Точка-У», которые потенциально «достают» до Турции – члена НАТО. Эти ракеты возможно оснастить и ядерными боезарядами.

Что касается базы в Цхинвальском регионе, то она представляет наибольшую опасность для самой Грузии, для ее столицы. В Ахалгори установлены реактивные системы залпового огня «Смерч», которые могут «достать» до Тбилиси, и те же ракетные комплексы «Точка-У». От Ахалгори до Тбилисского международного аэропорта – 65 км, до самого Тбилиси – всего 50 км, а это означает, что ракеты «Точка-У» способны поразить в столице Грузии цель с точностью до 50-100 метров. Кроме того, в пределах досягаемости этих ракет – практически вся Восточная Грузия, а, значит, и грузинские военные базы, находящиеся в Марнеули (примерно75 км от Ахалгори) и Вазиани (около 70 км).

Примечательно, что 1-ая и 464-ая российские ракетные бригады, которые входили в Северо-Кавказский военный округ, и часть которых перебросили в Очамчире и Цхинвали, сейчас переходят на более современное ракетное вооружение – на «Искандеры», дальность которых, в отличие от ракет «Точка-У», составляет до 500 км. Если Польша – член НАТО опасается размещения в Калининграде «Искандеров» с ядерными боеголовками, разве не должна опасаться Турция – другой член НАТО размещения таких ракет на оккупированных грузинских территориях? Ведь «Искандеры», размещенные у Цхинвали, смогут покрыть всю Северо-Восточную часть Турции, а из Гали – достигнуть сердцевины этого государства.

В целом же, несмотря на усиление российских баз в Абхазии и Цхинвальском регионе, думаю, база в Гюмри продолжает нести большую нагрузку – все-таки она находится к Турции ближе всего. Так что, думаю, для России в так называемом южном направлении важны все три вышеупомянутые военные базы.

– Какова вероятность возобновления военных действий между Арменией и Азербайджаном, а также между Россией и Грузией?

– Вероятность – очень большая, особенно военных действий между Арменией и Азербайджаном. Там, на линии соприкосновения, и сейчас идет стрельба, похищают людей, «работают» снайперы. Другие дело, вряд ли это вооруженное столкновение продлится более нескольких дней – его будут вынуждены прекратить под давлением международных организаций. Но за этот короткий период стороны постараются максимально передвинуть в свою пользу границы контролируемых ими территорий.

– Российская сторона обвиняет Грузию в наращивании вооружения после августовской войны, так ли это? Насколько боеспособна сейчас грузинская армия?

– Эти обвинения России всегда вызывают у меня недоумение – а что, Россия не наращивает вооружение на Кавказе?! А как понимать эти две военные базы на оккупированных грузинских территориях?!

Оценка же, насколько сейчас боеспособна грузинская армия, зависит от того, в ракурсе какого рода военной операции рассматривается эта боеспособность, то есть, какие это будут военные действия, сколько времени будут продолжаться и т.д. Грузинская сторона должна была учесть тяжелые уроки августа 2008 года. Насколько она уже учла, сейчас сказать трудно.

– Финансирование грузинской оборонной сферы из госбюджета страны после 2008 года уменьшается. В 2008 году объем финансирования достиг пика в 1 млрд. 547 млн. лари, в 2009 году снизился до 878 млн., в 2010 – до 745 млн., в 2011 – до 660 млн. лари. С чем это связано?

– Может быть, у государства – проблемы, или правительство страны наметило другие приоритеты. Это решают власти.
Тамар Нергадзе, специально для newcaucasus.com

Фото из архива И.Аладашвили

ПОДЕЛИТЬСЯ