Закон как метод беззакония

1210

Согласно изменениям, вступившим в силу с этого года, визы для иностранных граждан теперь выдаются только в посольствах Азербайджана. Жертвой этого нововведения уже стал докладчик по политзаключенным депутат ПАСЕ Кристофер Штрассер.

Осенью прошлого года заведующий отделом администрации президента Азербайджана по работе с правоохранительными органами Фуад Алескеров, рассказывая о новом порядке выдачи виз, говорил о том, что нововведение улучшит миграционную ситуацию, и создано оно с целью ограничения въезда в процветающий Азербайджан разного рода трудовых мигрантов. Однако, еще до вступления в силу этих изменений, многие представители оппозиции утверждали, что отказ выдавать визы прямо в аэропортах усилит контроль за прибытием в страну нежелательных для властей элементов.

Законодательный акт вступил в силу, и теперь, согласно ему, визу прямо в аэропортах смогут получить только те лица, которые прибывают в страну по приглашению главы государства, премьер-министра, спикера парламента, руководителя администрации президента, а также главы Верховного меджлиса Нахчыванской автономной республики.

К персонам, пользующимся льготами, судя по всему, не относится докладчик по политзаключенным, депутат ПАСЕ Кристофер Штрассер, которому власти страны до сих пор не выдают визу. Согласно заявлению Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР), Штрассер обратился за визой в посольство Азербайджана, однако в визе ему было отказано. Его коллега комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг в связи со случившимся заявил, что такого случая не было еще никогда в истории Совета Европы. Хаммарберг даже напомнил, что европейские правозащитники все еще свободно посещают Чеченскую республику.

По словам руководителя ИСБР Эмина Гусейнова, докладчику да и другим известным лицам куда проще было бы прибыть в Азербайджан, получай они визу уже по факту прибытия в страну.

Можно привести в пример и факты отказа иностранным журналистам в получении визы для прибытия в Азербайджан.

Причем во всех случаях факты отказа в выдаче виз, или прочие законодательные препоны (о которых речь пойдет ниже) касаются политической ситуации в Азербайджане. Так, 17 апреля трое шведских журналистов, проводивших съемки во время несанкционированной акции “Общественной палаты”, были задержаны полицией. У Чарли Лапревоте, Ми Рохведдер Стреет и Шарлоты Вийкстрем полиция потребовала разрешение на занятие в Азербайджане журналистской деятельностью, проще говоря – аккредитации. Когда выяснилось, что аккредитации нет, журналистов препроводили в Государственную миграционную службу, где они провели несколько часов, а затем и вовсе депортировали из страны.

На запрос от посольства Швеции (его в Азербайджане представляет посольство Норвегии) пресс-атташе МИД Эльхан Полухов ответил следующим образом: “По закону “О средствах массовой информации” Азербайджанской Республики для осуществления иностранными журналистами профессиональной деятельности на территории Азербайджана они должны получить аккредитацию в Министерстве иностранных дел (МИД). То есть, обратиться с соответствующим перечнем документов в МИД или в наше ближайшее посольство. В данном случае ни один из документов, необходимых для получения аккредитации, предоставлен не был. А эти журналисты, зная о том, что без аккредитации не имеют права заниматься журналистской деятельностью, все-таки продолжали это делать”.

Этот случай стал первым, когда сославшись на отсутствие аккредитации, из Азербайджана депортировали журналистов, освещавших митинги местной оппозиции. Однако, судя по всему, этот новый способ ограничения работы СМИ станет уже системным. Говорит об этом и тот факт, что из-за отсутствия подобной аккредитации в Азербайджан не смог попасть журналист радио «Эхо Кавказа» (отделение радио «Свобода») Беслан Кмузов, который также должен был освещать митинги оппозиции 2 апреля.

Стоит отметить, что совсем недавно прекратил свою деятельность в Азербайджане Дом прав человека (Норвегия) и Американский институт национальной демократии. Кроме того, до сих пор не выдается аккредитация на работу в стране агентства «Рейтерс».

Требование аккредитации от журналистов – совершенно новое явление в области «завинчивания гаек» в Азербайджане. «Я думаю, было совершенно незаконно задерживать и депортировать из страны иностранных журналистов, и это новый метод работы против свободной прессы», – говорит жруналист и правозащитник Мехман Гусейнов (Институт свободы и безопасности репортеров).

Гусейнов также присутствовал на митинге оппозиции 17 мая и отметил следующее: «мне кажется, что полиция уже получила соответствующие новые инструкции касательно журналистов, так как я своими глазами видел как около меня ими были задержаны иранские журналисты, но они показали аккредитацию, полученную в президентском аппарате и их отпустили». «Уверен, что им было изначально приказано проверять всех иностранных журналистов на наличие аккредитации, а в случае ее отсутствия – задерживать», – говорит правозащитник.

Работа иностранных журналистов в Азербайджане регулируется законом о СМИ, точнее статьей 53 «Деятельность представителей зарубежных средств массовой информации на территории Азербайджанской Республики». На тему аккредитации в статье сказано следующее: «Аккредитация зарубежных корреспондентов в Азербайджанской Республике производится соответствующим органом исполнительной власти в соответствии со статьей 50 настоящего Закона. Аккредитованные в Азербайджанской Республике зарубежные корреспонденты, подпадают под статус журналиста, установленный настоящим Законом».

Таким образом, по вопросам процедуры регистрации вышеуказанная статья отсылает к статье 50 настоящего закона. Однако в статье 50 сказано: «Средства массовой информации могут аккредитовать своих журналистов при государственных органах, учреждениях, предприятиях и организациях, общественных объединениях с их согласия и при соблюдении установленных ими правил аккредитации». Стало быть, в законе вообще ничего не сказано об обязательной регистрации СМИ при освещении митингов или других акций протеста, а говорится лишь об аккредитации для работы с государственными органами и другими учреждениями. И к тому же регистрация даже в этом случае не является обязательной, так как в законе четко говорится, что «Средства массовой информации могут аккредитовать своих журналистов», таким образом, речь не идет об обязательной регистрации.

Ужесточение визового режима, что означает фактический отказ в выдаче виз нежелательным лицам, актуализация вопроса аккредитации для иностранных журналистов, все это, по мнению большинства правозащитников, есть часть масштабного проекта по усилению репрессий и ущемлению свободы слова. Директор Института мира и демократии правозащитник Лейла Юнус отмечает увеличение фактов давления на прессу и гражданское общество. Число потенциальных политзаключенных в стране уже увеличилось до 25 человек, против которых выдвинуты обвинения в совершении уголовных преступлений. По данным Института, ими являются известные политики, молодые активисты и участники митингов, многие из которых уже сейчас находятся под арестом.
Ариф Дадашев, специально для newcaucasus.com

Коллаж newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ