Автандил Маммадов: Если Тельмана Аллахвердиева экстрадируют из Грузии в Азербайджан, его жизнь окажется под угрозой

3131
Автандил Маммадов

Тельман Аллахвердиев – бывший член оппозиционной партии «Мусават». В 2002 он начал работать в одном из азербайджанских банков, в связи с чем покинул партию, но сохранил активную гражданскую позицию. Позже был арестован по обвинению в неисполнении служебных обязанностей в банке. Суд принял решение о его досрочно-условном освобождении, но при этом Аллахвердиева лишили права покидать страну.

Летом 2022 года Аллахвердиев решил сбежать из страны. В конце августа он незаконно пересек границу с Грузией и сдался грузинским властям, попросив убежище. Грузинская сторона после рассмотрения запроса отказала Аллахвердиеву в предоставлении убежища, и его сразу же арестовали за незаконное пересечение границы. С тех пор он находится в миграционной тюрьме. Ему грозит депортация в Азербайджан. Сторона защиты Аллахвердиева заявляет, что в Азербайджане его преследуют по политическим мотивам, и в случае выдачи ему там грозит бесчеловечное обращение.

NC пообщалось с другом и защитником Аллахвердиева, азербайджанским правозащитником Автандилом Маммадовым, переехавшим в Грузию в 2017 году. До того Автандил работал в Азербайджане в региональном представительстве Комитета против пыток, был представителем местного комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи. Он активно освещал факты нарушения прав человека в республике, за что, по его собственному утверждению, несколько раз незаконно задерживался и был объектом преследования со стороны властей.

– Автандил, расскажите подробнее о деле Тельмана Аллахвердиева. Что послужило для него основной причиной для побега из Азербайджана?

– Тельман обратился ко мне как к правозащитнику, поскольку его права были нарушены. На тот момент мы не были друзьями. В своем заявлении он упомянул, что до 2003 года был активным членом партии «Мусават». Он вышел из партии, потому что работал в банке. Также занимался бизнесом. После выхода из партии был арестован. Через некоторое время он был освобожден условно-досрочно.

Тельман Аллахвердиев (из личного архива Автандила Маммадова)

Тельман — хороший экономист. Власти выдвинули ему условие, что он должен работать с определенными кругами и действовать так, как они говорят, и прекратить свою активистскую деятельность. В результате Тельман был освобожден условно-досрочно. Но Тельман так и не выполнил их требования. В 2017 году Тельман фактически стал членом Комитета против пыток. Разумеется, общественная активность Тельмана дошла до правительства. В конце концов, Тельману начали создавать проблемы. Поскольку Тельман — бизнесмен, они рассчитали и вменили ему задолженность по таможенному налогу. Они взыскали более 300 тысяч манат (примерно 175 тысяч долларов США) незаконных налогов. Хотя, его компания не имеет такого большого оборота.

– Почему ему было запрещено покидать Азербайджан? На каких основаниях?

– Знаете, как обстоят дела в Азербайджане? Власти могут арестовать или заставить замолчать кого угодно, обвиняя его в чем угодно. В Азербайджане обвиняются и арестовываются представители самых разных социальных групп, чтобы ограничить свободу слова и самовыражения. Это общественно-политические активисты, журналисты, правозащитники, блогеры, откровенные критики власти, религиозные деятели и даже бизнесмены. Есть шаблонные статьи, по которым арестовывают людей по заранее одобренному ордеру. Это: шантаж, клевета, употребление и торговля наркотиками, уклонение от уплаты налогов, мошенничество, отмывание денег. Их арестовывают по обвинению в незаконном хранении оружия, хулиганстве и других обвинениях. А потом либо сажают в тюрьму, либо отправляют под домашний арест, запрещают покидать страну.

Тельман хотел покинуть Азербайджан, опасаясь, что его снова могут арестовать. Поскольку ему запретили выезжать из страны, Тельман был вынужден использовать другие методы. Он позвонил мне 28 августа 2022 года и сказал, что хочет встретиться со мной в Грузии. Я встретил его в Марнеули. Тельман рассказал мне, что нелегально пересек границу Грузии, чтобы добровольно отправиться в Миграционную службу Грузии и сдаться. Добраться до Миграционной службы ему помогали некие граждане Грузии, их имена мне неизвестны. Все они были остановлены полицией, и Тельман сразу сообщил, что основной целью незаконного пересечения границы было получение убежища в Грузии.

Тельман Аллахвердиев и Автандил Маммадов (из личного архива Автандила Маммадова)

Его задержали и продержали в полицейском участке двое суток. Телефоны и документы Тельмана были изъяты полицией. Через два дня его освободили. 30 августа Тельман снова пошел в Миграционную службу, дал там показания в связи с его просьбой предоставить ему убежище. В течение 15 дней Тельман должен был предоставить дополнительные документы. Но уже через 5 дней, 5 сентября, Тельману позвонили из Миграционной службы и назначили встречу на 6 сентября. Когда Тельман пришел туда, то у дверей его уже ждал следователь.

В тот же день Миграционная служба отклонила заявление Тельмана. Причем, даже не ознакомившись со всеми документами, которые он должен был предоставить ведомству в течение 15 дней. То есть, решение вынесли в кратчайшие сроки без ознакомления со всеми необходимыми документами и деталями. Тельман имел право на обжалование решения, но полиция прямо у здания Миграционной службы арестовала его. Затем ему несколько дней не предоставляли адвоката. И допрос велся без защитника. Уже после ареста Тельмана я обратился в правозащитные организации Грузии. В итоге защиту прав Тельмана взяла на себя организация «Права Грузии».
В конце концов, Тельман предстал перед судом. Я наблюдал за несколькими судебными процессами. Из материалов дела нам стало известно, что прокуратура Грузии направила запрос в прокуратуру Азербайджана в отношении Тельмана.

– В случае, если Грузия депортирует Тельмана в Азербайджан, что его там ожидает?

– Тельман Аллахвердиев — оппозиционной активист. Его содержание в тюрьме в Грузии противоречит положениям ООН о беженцах. Тогда как Грузия является одной из стран, ратифицировавших международные положения. У Грузии есть обязательства перед ООН и Советом Европы. Это должно обеспечить безопасность и защиту людей, сталкивающихся с преследованием и угрозами в своей стране. Вполне вероятно, что Тельман Аллахвердиев будет экстрадирован в Азербайджан. Это ставит под угрозу его жизнь. Если Тельмана выдадут Азербайджану, то он неизбежно будет арестован там. А в случае ареста он может быть подвергнут пыткам.

– Расскажите о себе: чувствует ли вы себя в Грузии в безопасности?

– Напомню о нескольких случаях, и, думаю, станет понятно, как себя чувствуют в Грузии азербайджанские оппозиционные деятели, правозащитники, журналисты:

В 2014 году при въезде в Грузию из Турции на погранпереходе Сарпи был задержан Дашгын Агаларлы, политический активист, находившийся в международном розыске. Он был заключен в тюрьму в Грузии на 9 месяцев. Тбилисский городской суд присвоил ему гуманитарный статус. Однако позже его статус был аннулирован по требованию миграционного ведомства. В 2018 году ему пришлось покинуть Грузию. Он переехал в Норвегию и там получил убежище.

В 2017 году азербайджанские активисты, проживающие в Тбилиси, провели акцию перед посольством Азербайджана под лозунгом «Дай свободу, а не квартиру! Алиев, освободи журналистов!» и «Свободу находящимся в заключении журналистам!». Участник этой акции блогер Мехман Галандаров добровольно вернулся из Грузии в Азербайджан в начале февраля 2017 года. 7 февраля он был арестован по обвинению в хранении наркотиков. 28 апреля 2017 года власти сообщили, что он покончил жизнь самоубийством «в следственном изоляторе № 1 Службы исполнения наказаний».

25 мая 2017 года при возвращении из Грузии в Азербайджан был арестован заместитель председателя Партии народного фронта Азербайджана Гозал Байрамлы. Его обвинили в трате 12 000 долларов США наличными без декларирования. Он был приговорен к 3 годам лишения свободы. Был освобожден в предсмертном состоянии и вскоре умер.

29 мая 2017 года в Тбилиси был похищен и затем вывезен в Азербайджан журналист Афган Мухтарлы. В Азербайджане его арестовали по обвинению в незаконном пересечении границы.

Азербайджанский правозащитник Видади Искандерли получил в Грузии статуст политического беженца, но несмотря на это на него несколько раз в Тбилиси нападали неизвестные, его избивали. В результате он был вынужден эмигрировать во Францию.

В 2021 году в Баку был задержан полицией блогер Гусейн Бакиханов, его подвергли пыткам. После административного ареста Гусейну удалось выехать в Грузию, где он подал заявление о предоставлении убежища. В Тбилиси его избили опять-таки неизвестные лица, а через несколько дней стало известно, что он покончил жизнь самоубийством в тбилисской гостинице «Стамба».

Блогер-критик Рашад Рамазанов некоторое время жил в Грузии. Рашад Рамазанов был вынужден вернуться в Азербайджан в 2022 году после инцидента с Гусейном Бакихановымм. Вскоре после возвращения он был арестован по обвинению в хранении наркотиков.

Автандил Маммадов на митинге в поддержку азербайджанского журналиста Афгана Мухтарлы в Тбилиси.

– В 2018 году вы были объявлены Азербайджаном в розыск по линии Интерпола по обвинению в мошенничестве. Вы все еще разыскиваетесь азербайджанской стороной?

– Я попросил убежище в Грузии в 2017 году, спасаясь от преследований со стороны Азербайджана. И уже в 2018 году Баку объявил меня в розыск по линии Интерпола. В феврале 2019 года Миграционная служба Грузии отклонила мое заявление о предоставлении убежища, и меня до суда задержало МВД Грузии. Меня пытались экстрадировать. Но в итоге меня все-таки отпустили под залог в 3000 лари. Позже я подал жалобу на решение Миграционной службы. Тбилисский городской суд направил дело обратно в Миграционную службу на новое рассмотрение. Но мое повторное заявление также было отклонено. Ведомство в своем отказе заявляет, что я совершил преступление в Азербайджане. Поэтому Миграционная служба считает обвинение азербайджанской стороны законным. В решении говорится, что в Азербайджане нет дискриминации, нет нарушений прав человека. На основании вышеизложенного отказывает в предоставлении политического и гуманитарного статуса.

Я с 2006 года защищаю права людей в Азербайджане, также являюсь журналистом. Власти Азербайджана хотели заставить меня замолчать. Но я не пошел на это. После того, как я покинул Азербайджан и переехал в Грузию, основал в 2018 году правозащитную организацию. Хотя я и нахожусь в Грузии, но я все равно защищаю права человека в Азербайджане. У меня нет достаточных финансовых средств, но тем не менее продолжаю деятельность в пределах своих возможностей. Моя активность не нравится азербайджанской стороне. Желание политического руководства Азербайджана – мой арест.

Сейчас мне 40 лет. С 10 лет, с самого детства я видел только двух президентов в Азербайджане, оба – Алиевы. Алиевы возглавляют Азербайджан почти 30 лет. Тех, кто выступает против политики этой семьи, заставляют молчать, арестовывают, убивают. Активистов преследуют, сажают в тюрьмы и пытают. Думаю, если я окажусь в азербайджанской тюрьме, то меня ждет, мягко говоря, нехорошая участь. Моральное унижение, давление, пытки, все это в итоге может привести к смерти.

– Вы получали угрозы в Грузии? Кто именно и как вам угрожал?

– Да, меня лично преследовали в Грузии. За мной следят неизвестные лица. В 2018 и 2019 годах я обращался в Генеральную прокуратуру Грузии по поводу преследований и слежки. Но до сегодняшнего дня нет никакого реагирования и информации о том, кто за мной следит.

Мне кажется, что они и сейчас веду слежку. Например, были случаи, когда меня фотографировали издалека. В последний раз я заметил, как за мной ехал автомобиль BMW X6. Я хотел снять водителя на свой телефон, но машина быстро уехала. Из-за этого всего я всегда чувствую, что моя семья и я в опасности.

– Чем вы объясняете такую политику грузинских властей? Почему они не могут обеспечить здесь безопасность азербайджанским оппозиционерам и активистам?

– Я всегда думал, что Грузия — одна из стран Кавказа, которая верна демократическим ценностям. Но приведенные выше события показывают обратное. Между Азербайджаном и Грузией существуют экономические соглашения. Азербайджанская сторона может эффективно использовать эти договоренности и влиять на Грузию. Это ставит под угрозу безопасность политических активистов.

Мы активисты гражданского общества, а не политики. Поэтому мы обращаем внимание на то, что происходит. Каждый гражданин должен думать о будущем своей страны и народа. Дружественный народ Грузии должен защитить активистов соседнего, дружественного Азербайджана. Азербайджанцы уже много лет являются верными друзьями и соседями грузин. Мы ничего не делаем в личных интересах. Мы только за защиту демократических ценностей людей и их стран. Для нас важнее свобода и безопасность людей.

Возвращаясь к истории Тельмана Аллахвердиева можно сделать вывод, что его хотят оставить в тюрьме, а затем передать Азербайджану. На последнем судебном заседании 24 февраля Тельмана Аллахвердиева вновь не отпустили под домашний арест. Присутствовавший на процессе прокурор отметил, что Тельман может, якобы, сбежать из Грузии.

Я обращаюсь ко всем странам, защищающим демократические ценности, к дипломатическому корпусу и международным организациям, защищающим права человека: помогите нам обеспечить нашу безопасность!

Иракли Кикнадзе, специально для NewCaucasus.com