Несвобода свободной прессы

1070

Азербайджан, как известно, не отличается от прочих постсоветских государств высоким уровнем национальной прессы. Страна, где был открыт первый на постсоветском пространстве негосударственный телеканал, сегодня переживает не самые лучшие времена в области основных свобод, и судя по оценкам экспертов и международных организаций, имеет тенденцию к ухудшению.

Многие, даже самые «законченые» оппозиционеры сегодня называют времена правления Алиева старшего относительно демократическими. Касается это и вопросов свободной прессы.

Так, согласно отчету международной организации «Репортеры без границ» «Индекс свободы мировой прессы» за 2003 год, где дается оценка качества свободы прессы в 178 странах, Азербайджан занимал 101-ое место, а в прошедшем году уже спустилась на 152-ое, то есть, на 51 пункт. Грузия в последнем отчете занимает 99-ое место, иными словами, находится примерно в том же положении, что и Азербайджан при правлении Гейдара Алиева.

Кроме того, президент Азербайджана Ильхам Алиев впервые вошел в ежегодно публикуемый международной организаций «Репортеры без границ» список «хищников» СМИ, наряду с премьер-министром России Владимиром Путиным и президентом Чечни Рамзаном Кадыровым. Данная характеристика со стороны организации подразумевает не только зависимость прессы, но также угрозу жизни и свободе журналиста, а также личную ответственность указанного лица за сложившуюся ситуацию.

Очевидный регресс в области свободы слова подтверждает и Freedom House, согласно последнему отчету которого, за последние восемь лет Азербайджан из страны с «частично свободой прессы», превратился в страну с «несвободной прессой».

Итак, как уже отмечалось выше, Азербайджан в области свободы прессы еще восемь лет назад занимал примерно ту же позицию, что и Грузия сегодня. Так, восемь лет назад большая часть телевизионного эфира в Азербайджане посредством хозяев-бизнесменов была подконтрольна государству, но в то же время существовал и независимый телеканал АНС.

Что произошло за эти годы знает, пожалуй, каждый житель Азербайджана, который интересуется внутренней политикой. Целый ряд важных событий, которые многие бы назвали «завинчиванием гаек», привел к тому, что азрербайджанская пресса практически перестала существовать в своем классическом понимании, превратившись в «рупор» власти. Если во времена Гейдара Алиева независимые политические телеканалы и радио не имели свойства лишаться эфира, а журналисты — свободы (разве что на условные сроки), то ситуация в корне изменилась при его сыне.

2 марта 2005 года был убит Эльмар Гусейнов, редактор и владелец самого на тот момент популярного политического издания на русском языке «Монитор». Журнал был закрыт, а заказчик убийства и исполнитель не найдены. В том же году парламентские выборы в стране отличились редкой жестокостью к представителям прессы — многие из которых были избиты в момент освещения оппозиционных митингов. В 2006 году был закрыт за неуплату налогов единственный независимый телеканал АНС. Затем он вернулся в эфир, но примерно в том же состоянии, что и грузинский телеканал «Имеди» после своего закрытия в 2007.

Следующий 2007 год в контексте «завинчивания гаек» отличился арестами самых влиятельных журналистов. Был арестован и приговорен к 4 годам лишения свободы за нанесение побоев Ганимат Захид, редактор самой популярной оппозиционной газеты на азербайджанском языке «Азадлыг». Также был арестован и приговорен к 3 годам лишения свободы (за хранение наркотиков) его брат журналист и поэт Мирза Сакит. Самым громким делом того времени стал арест Эйнуллы Фатуллаева, редактора недавно появившихся, но ставших популярными газет «Реальный Азербайджан» (самая читаемая газета на русском) и «Ежедневный Азербайджан». Шокирующим стали как обвинения (в том числе угроза терроризмом и разжигание национальной, расовой и религиозной розни с использованием служебного положения), так и приговор. В итоге Фатуллаев был приговорен к 8,5 годам лишения свободы. Обе принадлежащие ему газеты были закрыты, а оборудование офисов конфисковано. К концу года в общей сложности в тюрьме за свою профессиональную деятельность находилось 10 журналистов, что, по данным «Репортеров без границ», вывело Азербайджан на первое место в мире по количеству находящихся за решеткой журналистов на душу населения.

Дальнейшие события еще больше изменили ситуацию в области прессы — с 1 января 2009 года решением Национального совета по телевидению и радио было отказано в эфире всем иностранным радиостанциям. Причем первыми эфира были лишены не турецкие и российские музыкальные радиостанции (которые вопреки запрету еще некоторое время функционировали), а местные отделения BBC, «Голос Америки» и «Радио Свобода». Это вызвало бурную реакцию протеста со стороны как международных организаций, так и государств. Так, посол США в Азербайджане Энн Дерси заявила: «Нас очень беспокоит закрытие иностранных радиостанций в Азербайджане, мы бы хотели работать с Азербайджаном наиболее объективно и демократично по этим вопросам. Мы хотели бы развивать в Азербайджане демократию, свободу независимой прессы и процесс политического реформирования».

Когда со свободой «реальной» журналистики было покончено, дело стало за «виртуальной».

В 2009 году был временно закрыт и перепродан относительно независимый и самый популярный на тот момент новостной сайт day.az. И как и в случае с АНС, сайт стал работать по-новому, потеряв при этом львиную долю своей аудитории. В период 2008—2009 года было создано несколько подконтрольных государству и хорошо финансируемых интернет-агентств. Кроме того, летом 2009-го за решеткой оказались Эмин Милли — один из самых популярных азербайджанских блогеров, и Аднан Гаджизаде — редактор первого независимого Интернет телеканала (AN TV).

В августе 2009 года Новрузали Мамедов, главный редактор ныне прекратившей свое существование газеты «Толыши сядо» умер в тюрьме в возрасте 68 лет, отсидев два года из своего 10-летнего срока по обвинению в государственной измене. Как передавали многочисленные правозащитные организации, Мамедов скончался из-за отсутствия медицинской помощи. Еще незадолго до его смерти правозащитные организации настаивали на переводе Мамедова в больницу, но пеницитарная система в этом им отказала.

Таким образом, процесс «завинчивания» был успешно завершен. Дело осталось за малым — удержанием уже существующих позиций.

Дело Фатуллаева

Дело бывшего редактора «Реального Азербайджана» Эйнуллы Фатуллаева в глазах демократической общественности все более приобретает тот же оттенок, что и дело Ходорковского в России, но с той лишь разницей что в отношении Фатуллаева уже почти год судествует решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), исполнение которого обязательно для всех стран участников. И несмотря на это, а также заявления практически каждого въезжающего в Азербайджан крупного иностранного политика (кроме, как ни странно, гос-секретаря Хиллари Клинтон, отказавшейся от коментариев на этот счет) Фатуллаев все еще находится за решеткой.

Помимо немедленного освобождения Фатуллаева ЕСПЧ также постановил выплатить ему компенсацию в размере 25 тысяч евро. Однако, ни сам Фатуллаев, ни его родители эту сумму до сих пор не получили.

Причина, по которой журналист все еще находится за решеткой, заключается в том, что в прошлом году (прямо накануне решения ЕСПЧ) Фатуллаев получил дополнительный трехлетний срок по обвинению в хранении наркотиков. Наркотики эти были, по официальной версии, найдены в его куртке в декабре 2009 года, то есть, когда он уже отбывал заключение. Таким образом, учитывая, что ЕСПЧ не оправдал журналиста по обвинению в неуплате налогов (2,5 года — которые тот уже с лихвой отбыл) и новый срок в три года, Фатуллаеву предстоит отстаться за решеткой еще чуть более полутора лет.

По словам адвоката журналиста Исахана Ашурова, новое дело против Фатуллаева, как и предыдущие «шито белыми нитками», так как до сих пор не была произведена экспертиза куртки, в которой были найдены наркотики. Кроме того, по его словам, журналистам чинились препятствия для посещения заседаний суда.

Обвинения, предьявленые Эйнулле Фатуллаеву, многие называют «топорными», однако по мнению правозащитника Расула Джафарова, они являются таковыми вполне осмысленно: «Власть поставила перед собой задачу запугать свободную прессу. И именно через такие обвинения, как те, что были предьявлены Эйнулле касательно наркотиков, она посылает обществу сообщение о том, что не станет заморачиваться причинами, по которым можно посадить человека, а молча и просто это делает».

И «Нахинтернет»…

Нахичеванская Автономная Республика особо отличается в вопросе свободы прессы, причем настолько, что Баку на ее фоне выглядет центром демократии.

Прессы в Нахичевани нет. Как и качественного интернета, монополистом которого является государственная компания-провайдер «Нахинтернет». Таким образом, из-за негласного запрета на оппозиционную прессу в Нахичевани вообще не торгуют газетами, а качественный интернет не может себе позволить само население.

Международная организация Committee to Protect Journalists (CPJ) пишет о республике следующее: «Репортажи из автономной республики Нахичевань по-прежнему оставались самым опасным заданием для журналистов Азербайджана. В этом районе, в условиях преследований и запугивания со стороны местных служб безопасности действовали лишь несколько журналистов».

Региональный корреспондент газеты «Ени Мусават» по Нахчывану Хаким Эльдосту Мехтиев рассказывает, что неоднократно был бит как сотрудниками полиции, так и местной службы безопасности. В 2007 году его без предьявления обвинений неделю продержали в подвале отделения полиции, где подвергали побоям, что было впоследствии, причем документально, подтверждено Институтом Свободы и Безопасности Репортеров (ИСБР). «Тут в Нахичевани всего несколько журналистов, работающих, как правило, сразу на несколько, в основном, иностранных изданий, и абсолютно все они неоднократно подвергались побоям со стороны силовых структур», – рассказывает Мехтиев.

Корреспондент «Радио Свободы» Ильгар Насибов и его жена Малахат Насибова также неоднократно подвергались избиениям и аресту.

Два года назад Идрак Аббасов, корреспондент бакинской независимой газеты «Зеркало» и сотрудник ИСБР, был избит работниками нахичеванского Министерства национальной безопасности (МНБ). Как отмечает CPJ, по его словам, ему надели повязку на глаза, забрали его удостоверение личности, фотоаппарат, блокнот с материалами и мобильный телефон и подвергли многочасовому допросу о целях поездки. Когда Аббасова отпустили, он сообщил CPJ, что один из агентов, не назвавший своего имени, требовал, чтобы журналист перечислил своих коллег в Нахичевани, оскорблял его и обвинял в шпионаже в пользу Армении. Прежде чем отпустить Аббасова, сотрудники МНБ стерли заснятые им кадры и приказали ему немедленно покинуть Нахичевань.

Магеррам Зейналов, специально для newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ