Хиджаб раздора

1118

Запрет на ношение хиджаба в школах, введенный год назад Министерством образования Азербайджана, стал, пожалуй, краеугольным камнем во взаимоотношениях власти и религиозно настроенных сил.

В начале этого месяца перед зданием Суда по тяжким преступлениям в Баку прошел очередной митинг исламистов, одним из требований которых было освобождение главы Исламской Партии Азербайджана Мовсума Самедова, по делу которого проходил в тот момент суд. Митингующие выдвинули и другое требование – прекращение запрета на ношение хиджаба для студенток и школьниц, а также притеснение женщин по религиозным мотивам.

Суд над главой Исламской партии (ИПА) Мовсумом Самедовым продолжался с января этого года. В день акции протеста 7 октября он был приговорен к 12 годам тюрьмы по обвинениям в подготовке террористических актов, хранении оружия, и призывам к насильственному свержению существующей власти.

Суд признал виновными членов ИПА по нескольким статям УК: 28,214.2.1 (подготовка к преступлению по предварительной договоренности группой), 28, 214.2.3 (подготовка к преступлению с использованием оружие), 228.3 (хранение и ношение оружия) и 278 (насильственный захват власти).

Зампред партии Вагиф Абдуллаев был приговорен к 11 лет тюрьмы; глава Астаринского отделения партии Руфулла Ахундзаде получил 11,5 лет; Фарамиз Аббасов приговорен к 11 годам; Даянат Самедов – к 11 годам; Фирдовси Мамедрзаев – к 10 годам; Микяил Зульфугарлы – к 11 годам условно с подпиской о невыезде.

В ИПА считают это дело сфабрикованным и расценивают, как политический заказ с целью наказания лидеров и активистов партии за критику политики властей и защиту религиозных прав граждан.

Кстати, в середине 90-х годов прежнее руководство Исламской партии также было осуждено на длительные сроки лишения свободы по обвинению в шпионаже в пользу Ирана.

Примечательно что в интервью радио «Свобода» жена Мовсума Самедова Тамара отметила что оружие, согласно делу, было найдено на территории домов соседей. «Если оружие было наше, то зачем нам было прятать его у соседей», – говорит она. «Когда Мисир (Министр образования Азербайджана) решил не впускать девочек в хиджабах в школы, мой муж выступил против этого, сказал что так нельзя, что мы мусульмане, что нельзя насильно снимать с нас хиджабы, – говорит Тамара, – Через два дня после этого мой муж был арестован».

1319049075_nardaranНа самом деле «хиджабная война» между государством и религиозно настроенными силами продолжается еще с 2007 года. Тогда на обсуждение парламента был выдвинут законопроект о единой школьной форме. Исламские правозащитники почувствовали, что называется, подвох и встали горой против законопроекта, в котором ни слова не говорилось о хиджабах. Сегодня, когда закон уже принят, именно на его исполнение ссылаются госчиновники, говоря о правомерности запрета на ношение хиджаба.

Министр образования Мисир Марданов издал указ о запрете ношения хиджабов в учебных заведениях в декабре 2010 года. На состоявшеся по этому поводу пресс-конференции министр заявил, что решение о запрете ношения хиджаба в школах так и останется в силе.

«Этот указ не направлен против ислама, а лишь должен помочь исполнению уже существующего закона «о единой школьной форме», – заявил Марданов.

Характерно, что в то же время глава Управления Мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде заявил, что хиджаб предписан кораном, но необходимо соблюдать законы государства.

«Запреты, наложенные на ношение хиджабов в учебных заведениях, должны строго соблюдаться, – сказала в интервью агентству «Тренд» вице-спикер парламента Бахар Мурадова, – я ничего не имею против митинга, если он в рамках закона». «Но мне не ясна суть митинга, посвященного хиджабам, – говорит она, – Ношение хиджаба – право каждой гражданки, но что касается учебных заведений, то в них принята установленная законом школьная форма, и здесь запрет должен строго соблюдаться».

Можно вспомнить, что запреты на ношение хиджааб вводились в отдельных школах еще за несколько месяцев до специального указа министра, что наводит на мысль о том, что государство тем самым прощуповало почву для своих последующих действий.

В Азербайджане женщин и девушек, покрывающих голову хиджабом, тем или иным способом притесняют не только в учебных заведениях, но и на рабочих местах, о чем часто говорят исламские правозащитники.

По словам руководителя Центра по Защите религиозных убеждений и свободе совести гаджи Ильгара Ибрагимоглу, в Азербайджане очень распространены случаи дискриминации женщин-мусульманок, носящих хиджаб, не только при трудоустройстве, но также и на рабочих местах. Причем дискриминация редко выглядит неприкрыто, чаще она завуалирована. Так, при отказе в трудоустройстве женщинам-мусульманкам аргументом служит их якобы несоответствие вакантной должности, а вовсе не религиозные убеждения. Поэтому, говорит гаджи Ильгар, защита прав таких женщин усложняется, поскольку трудно доказать сам факт дискриминации. Но в тех случаях, когда женщине предъявляют претензии в тот момент, когда она покрывает голову хиджабом (даже если и в этом случае работодатели избегают прямых «обвинений» в «излишней религиозности», предпочитая увольнять ввиду некомпетентности работницы), ее права можно отстоять, пусть даже и в судебном порядке.

«К сожалению, – отмечает гаджи Ильгар, – женщины редко обращаются по вопросам дискриминации на работе, видимо, не веря, что эти проблемы вполне разрешимы и претензии к ним незаконны». К тому же, согласно его уверениям, все спорные вопросы жертв дискриминации, обратившихся в его организацию, всегда разрешались в пользу последних.

«В одной крупной компании менеджер среднего звена придирался к девушке, которая покрыла голову хиджабом, – рассказывает он. – Но мы отстояли ее права и добились того, чтобы менеджер, уволивший ее, был на две-три недели отправлен на тренинг по толерантности».

На вопрос, не считает ли он, что девочек принуждают носить хиджаб, гаджи Ильгар ответил, что априори у родителей больше прав в отношении своих детей и принятии решений за них.

«Вы не станете оспаривать, что родители имеют право регламентировать, когда детям возвращаться домой и что носить. Точно также они вправе сами определять, носить ли дочери хиджаб», – говорит он. Кроме того, Ибагимоглу сказал, что слышал и о случаях, когда девушка сама решала надеть хиджаб, однако родители запрещали ей это. «Но эти случаи почему-то не освещаются в прессе и общественности», – отмечает он.

1319059053_sheih«Законы нашей страны четко отделили религию от государства, – говорит шейх Нардаранской мечети Гаджи Нухбала, – Если все так на самом деле, то как и религия не должна вмешиваться в дела государства, то так и государство не должно вмешиваться в дела религии». Запрещение хиджабов в школах, по его мнению, это прямое вмешательство в дела религии, которое может иметь политический подтекст.

Почему данная ситуация с запретом на ношение хиджаба возникла в Азербайджане, говорят многие. Исламская Партия, Нардаранская община, Ленькораньские группировки – все они не скрывают свои симпатии к Ирану и форме государственного правления соседней страны. А азербайджанское руководство по вполне объективным причинам считает Иран угрозой суверинитету Азербайджана.
Ариф Дадашев, специально для newcaucasus.com

Фото автора.

Коллаж newcaucasus.com

ПОДЕЛИТЬСЯ